Работа на высоте: как ухаживают за столичным памятником Петру I и монументом Победы на Поклонной горе

03.06.2023, 11:57

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве к началу теплого сезона очистили от грязи и помыли более 1,1 тысячи памятников. Продолжают за ними следить и летом. Только за специалистами Гормоста закреплены почти два десятка городских высотных конструкций, в том числе памятник Петру I на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала, а также один из самых сложных для ухода — монумент Победы на Поклонной горе.

Один великий император, несколько десятков бронзовых кораблей и более тысячи квадратных метров поднадзорной территории. Глядя на столичный памятник в ознаменование 300-летия российского флота, мало кто задумывается о том, как за ним ухаживают. Монументальную флотилию обслуживает Виталий Осокин. Каждый раз свое рабочее место ему фактически приходится брать на абордаж.

Виталий Осокин, смотритель монумента, инженер по мониторингу ГБУ «Гормост»: «Когда сооружение создавалось, были изготовлены мощные сваи, заглубленные в землю, и уже к ним с помощью шпилек капитальных закреплена основная конструкция, обеспечивающая жесткость монумента».

Установлена скульптура на искусственном острове, обрамленном системой фонтанов, благодаря которой создается впечатление, что флот рассекает водную гладь Москвы-реки. Конструкция состоит более чем из двух тысяч деталей, сваренных между собой и для пущей прочности скрепленных болтами из нержавеющей стали. Из того же материала трехногая мачта, что держит на себе такелаж и служит опорой для императора.

Стальному флоту Петра порывистый ветер не страшен, а вот перепады температуры могли бы стать проблемой. Металл имеет свойство на сильном морозе или жаре растягиваться и сжиматься. Поэтому стальные тросы закрепили прочно, но подвижно — как на настоящих кораблях. Это не дань реализму, а конструктивная необходимость.

Виталий Осокин: «Наиболее наглядный пример — стыки на железнодорожных рельсах. Там всегда сантиметра полтора зазоры. А если рельсы уложат вплотную, то в жаркую погоду они могут даже выпучиться. Такие случаи были».

Чтобы ванты, то есть снасти корабля, не рвались, их натянули с помощью многотонных грузов. Это позволяет поддерживать умеренное натяжение.

Виталий Осокин: «Если эти грузы не поставить, то ванты будут натянуты очень сильно и могут даже лопнуть. Либо они в случае ветра будут болтаться, создавая какие-то ненормальные нагрузки на сооружение. Натяжение этих тросов говорит нам, что с системой стабилизации вант у нас все в полном порядке. Они находятся в нормальном рабочем состоянии».

Если Пётр I — капитан на этой палубе, то Виталий Осокин — минимум старший помощник. В его обязанностях — поддержание работоспособности всех механизмов. В том числе флюгеров, роль которых выполняют корабельные флаги.

В своей работе Виталий нередко использует альпинистское снаряжение, перемещаться по такелажу опасно. Зато с палубы Петра открывается уникальный вид на Москву. Верхняя точка корабля возвышается на 98 метров над землей. Однако это в полтора раза ниже монумента Победы на Поклонной горе. Самый высокий памятник страны — тоже зона ответственности Виталия. Тысячетонная стела представляет собой стальной трехгранник. Чтобы верно рассчитать нагрузки, проектировщики продували макет сооружения в аэродинамической трубе.

Чтобы стабилизировать конструкцию, в изначальный проект добавили систему динамических гасителей колебаний, уход за которой требует ручного вмешательства. Путь к подъемнику лежит через сеть лабиринтов, которая обычно скрыта от посторонних глаз. Общая протяженность — почти три километра, но нам показали короткий вариант.

Внутри монумента пространство ограничено, в подъемнике всего два места. Подъем на 86 метров занимает целых девять минут, но уж лучше так, чем пешком почти 30 этажей.

Легкий ветер ощутимого влияния на сооружение не окажет, но шторм может раскачать монумент. Во время урагана в 98-м конструкция отклонилась почти на метр. Система гасителей справилась с нагрузкой.

Пневмоцилиндры обеспечивают корректную работу маятника, а Виталий — корректную работу пневмоцилиндров. Все механизмы должны быть хорошо смазаны. Еще один гаситель колебаний установлен в самой Нике. Чтобы добраться до него, приходится побороть не только страх высоты, но и клаустрофобию. Несколько маятников также есть в стволе монумента. Виталий объясняет принцип работы системы гасителей по аналогии с банкой, под завязку заполненной сахаром.

Виталий Осокин: «Эта банка великолепно катается по столу туда и обратно. Высыпьте из банки половину сахара, как далеко она у вас покатится по столу? Полтора оборота и остановится. Почему? Песок сахарный перекатывается в банке и поглощает энергию, что-то похожее происходит и с воздухом в пневмоцилиндрах гасителя — поглощение энергии и снижение колебаний».

Макушка монумента усеяна измерительными приборами. Их корректная работа — тоже ответственность Виталия. Монументальная, но в то же время тонкая конструкция требует постоянного контроля. Специалисты ведут круглосуточный мониторинг и с гордостью подчеркивают, что с таким уходом памятник точно прослужит отведенные ему гарантийным сроком 100 лет. А может и больше.

Глеб Дудкин

Читайте также