Бытовая химия может стать первой отечественной категорией товаров, которой выделят квоту на полке

31.05.2023, 10:18

Фото: РИА Новости © 2023, Виталий Аньков

Министерство промышленности и торговли России предложило выделить квоту на полках магазинов для отечественной бытовой химии.

Первой категорией отечественных товаров, которой выделят квоту на полке, может стать бытовая химия. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на Минпромторг. В сегменте бытовой химии сейчас лидируют международные бренды. Для российской продукции от общего ассортимента могут «расчистить» несколько десятков процентов.

Законопроект о так называемой российской полке, который обяжет торговые сети выделять в магазинах места под отечественные товары, уже находится в правительстве, кабмин готовит отзыв на него. Надо сказать, что речь идет о продукции, которую производят российские компании. Локализованные в России заводы международных брендов под это определение не подпадают. Размер квоты по каждому товару определит правительство, в частности Минпромторг, министерство курирует разработку законопроекта.

В министерстве отмечают, что сейчас важной задачей является максимальная поддержка отечественных производителей и продавцов. Для них складывается прекрасная возможность принять участие в реструктуризации рынка потребительских товаров. Ущемлять или выгонять иностранные компании никто не намерен, они продолжают осуществлять свою деятельность на вполне справедливых условиях. А место уходящих брендов торговые сети могут с выгодой для себя заполнить товарами собственных марок.

В Минпромторге пояснили также, что до сих пор зарубежные и российские производители имели одинаковые возможности на рынке. Но у международных имен более сильные маркетинговые позиции и бюджеты, поэтому они легко обходят отечественные торговые марки и доминируют на полке.

Сейчас стал актуальным вопрос: нужно ли и дальше поддерживать и продвигать на полке иностранные бренды, у которых уже есть заметная доля на отечественном рынке. Если вспомнить опыт Китая, то там в самых выгодных, проходных местах торговых галерей размещают именно локальные марки, а иностранные крупные бренды так активно не промотируют.

При этом, как рассказали газете в Институте развития предпринимательства и экономики, пока нет данных по производству российской бытовой химии без учета локализованных в России заводов международных компаний. Доля импорта бытовой химии может составлять до 50–60%. Так что, по мнению экспертов, не факт, что такая инициатива фундаментально поддержит российских производителей: гарантия постановки товара на полку не означает, что потребитель захочет его купить. Неясно также, смогут ли отечественные изготовители обеспечить нужный объем и регулярность поставок, а также конкурировать по цене, качеству и другим параметрам.

В Торгово-промышленной палате тоже отмечают, что отечественный товар может «застрять» на полке. А значит, продукция будет терять в стоимости, также пострадает ее репутация. Там говорят, что у государства есть другие эффективные инструменты, которые можно было бы использовать для поддержки отечественного бизнеса, например, дотации производства, помощь с покупкой оборудования.

Собеседники газеты напоминают также, что в России международные компании передают контроль над бизнесом локальному менеджменту. Например, компания Henkel сменила учредителя и сейчас это отечественная организация с портфелем брендов на кириллице. Получается, что Минпромторг даст квоту вчерашним иностранцам, поэтому документ должен точнее определять российскую продукцию.

Как отмечают «Известия», законопроект поддерживает не вся розница. Так, ассоциация компаний розничной торговли не комментирует его с момента появления самой идеи. Источник газеты в правительстве говорит, что и коллеги Минпромторга по кабмину прохладно восприняли инициативу и могут ее не поддержать. Противоречия стороны будут обсуждать на площадке вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, это поможет устранить разногласия.

Читайте также