Специалисты восстанавливают популяцию байкальского омуля

31.05.2023, 11:02

Видеосюжет: Владлена Копыловская
Видео программы «Сегодня»

В Бурятии приступили к реконструкции Большереченского рыбоводного завода. Eгo основная задача — восстановление популяции омуля в озере Байкал. Оборудование на предприятии нe мeняли eще c советских вpeмен. Благодаря модернизации, обновлению сетей, реконструкции насосной станции, строительству новых цехов мощность по выпуску личинок омуля должна вырасти в 2,5 раза.

Место, где оплодотворенные икринки байкальского омуля растут, развиваются и готовятся к своему первому большому плаванью, рыбоводы называют роддомом.

Андрей Благодетелев, главный рыбовод Большереченского рыбоводного завода: «У нас за сутки может выклевываться до 100 миллионов личинок за раз».

Приплод в этом году будет самым большим за последнее десятилетие — завод выпустит более 800 миллионов личинок. А ведь всего пять лет назад цех стоял полупустой, икры было в 16 раз меньше — рыбоводы просто не могли набрать омуль для воспроизводства. Главная промысловая рыба Байкала оказалась в большой опасности.

Тогда же, в 2017 году, было решено полностью запретить промысловый и частично любительский вылов омуля. Большереченский завод перевели в государственное ведение, увеличили штрафы для браконьеров и закупили технику, чтобы никто не мешал рыбе размножаться.

Леонид Михайлик, руководитель бурятского филиала ФГБУ «Главрыбвод»: «Мы как „Главрыбвод“ ежегодно выделяем на нерестовый период два беспилотных летающих аппарата, которые весь нерест патрулируют, и днем и ночью следят полностью за передвижением лодок, людей. С него видно и где устанавливаются сети, где прячется рыба».

Больше всего байкальский омуль добывали в военные и первые послевоенные годы. Ловили по 12 тонн в день, стоя по пояс в ледяной воде. Воспроизводить популяцию тогда было не легче. У Надежды Ильковой в советское время на заводе трудилась мама.

Надежда Илькова, работник Большереченского рыбоводного завода: «Они вставали часа в четыре, в пять они уже выезжали и до позднего вечера. И каждый день они производили переборку, самка, самец перебирается, сцеживание икры, и вот она набухает икра, потом перевозка. Это все на рыбоводных пунктах происходило».

Сейчас на предприятии икру из рыбы не выдавливают, омуль ее сбрасывает сам, а рыбоводы собирают. В стеклянных аппаратах она дозревает. Вода здесь речная, регулируется только ее течение. Живые икринки отделяются от мертвых, остальное делает природа. Когда вода в реке теплеет, появляются личинки. В первом выпуске этого года их больше 10 миллионов.

Выпущенным личинкам придется преодолеть больше 10 километров. Сами они, конечно, не справятся, слишком маленькие, но течение реки поможет. Попадут в Байкал они довольно быстро, чтобы уже там подо льдом будут расти и крепнуть в питательный среде.

До половой зрелости, а она наступает в 6–10 лет, доживает в лучшем случае одна рыбка из ста. Бороться с естественным отбором задачи нет, но улучшить демографическую обстановку в Байкале можно. Для этого завод без отрыва от производства реконструируют, обновляют сети, насосную станцию, строят новый цех.

По некоторым данным, после запрета на вылов омуля привычного источника дохода лишились около 15 тысяч человек. С этого года разрешено ловить омуль на удочку, и то не везде, а вот добро на промысел дадут лишь когда популяция восстановится, не раньше 2025 года.

Галсан Дареев, министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии: «Эти сроки скажет наука. По оценочным данным, чтобы открыть промышленный лов необходимо, чтобы биомасса была 10–12 тысяч тонн».

По словам специалистов, очень поможет росту популяции и нормальная очистка сточных вод, поступающих в Байкал. Омуль тоже любит чистую воду.

Читайте также