Обыкновенное чудо: как 3D-импланты спасают жизни

12.05.2023, 17:45

Видеосюжет: Кирилл Кикнадзе
Видео программы «Сегодня»

В Центре травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова разрабатывают 3D-печать имплантов нового поколения, которые планируют использовать для лечения пациентов с самыми сложными травмами позвоночника.

В Центре травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова сейчас работают над 3D-печатью имплантов. Их используют для лечения пациентов с самыми сложными травмами позвоночника. Такие синтетические изделия приживаются лучше, чем металлические. Кроме того, в центре внедрили новую высокотехнологичную методику восстановления позвоночника. Она позволяет ставить на ноги даже профессиональных спортсменов.

Победительница первенства России по эстетической гимнастике в команде Кристина Ханзракян вновь на тренировочном ковре, готовится к соревнованиям. Еще недавно стопроцентной уверенности в таком развитии событий не было. У Кристины идиопатический сколиоз 4-й степени, и без операции на позвоночнике возвращение в спорт было бы невозможным.

Татьяна Ханзракян, мама Кристины Ханзракян: «Нет ничего невозможного. Ребенок, который хочет остаться в команде, хочет остаться в профессиональном спорте, у него нет никаких преград».

В своем кабинете хирург с мировым именем окружен 3D-слепками позвоночников пациентов. За плечами Сергея Колесова — 400 операций на деформированном осевом скелете (300 на зиммеровских имплантах, 100 — на отечественных). Высшая математика в мире хирургии.

Сергей Колесов, ортопед, профессор, доктор медицинских наук: «Самый тонкий момент операции на позвоночнике — чтобы импланты провести, не повредив спинной мозг. Для этого используем физиоконтролть, МРТ, 3D-моделирование и за счет этого достигаем успеха».

Как часто на памяти профессора Колесова случались чудеса? И таким ли уж окончательным может быть приговор к пожизненному инвалидному креслу пациентам с тяжелой травмой позвоночника?

Сергей Колесов: «При тяжелых деформациях позвоночника происходит паралич. Допустим, он полгода длится. Мы делаем коррекцию, освобождаем спинной мозг, и пациент восстанавливается. У нас в начале 2000-х была такая Маша Засыпкина, чемпионка Олимпийских игр по спортивной гимнастике. Делала тройное сальто, воткнулась головой, вывих, плегия полная. Но вот мой учитель Степан Тимофеевич Ветрявой ее прооперировал, и все восстановилось полностью. А вот в случае с Мухиной этого, к сожалению, не произошло».

Об истории борьбы за жизнь 26-летней гимнастки Елены Мухиной, абсолютной чемпионки Советского Союза, получившей тяжелейшую травму позвоночника перед Олимпиадой-80, сняты фильмы и написаны книги. Тогда все попытки восстановить ее физическое здоровье оказались безрезультатными. Сегодня шанс у Елены бы появился — золотое правило 6 часов, в течение которых пациент должен оказаться на операционном столе, чтобы врачи успели убрать костные фрагменты, плюс новые технологии, к разработке которых имеют прямое отношение российские специалисты.

Здесь проходит операция на позвоночнике с помощью щадящей спину технологии VBT, которая будет корректировать рост костей при помощи тросика из прочного, но гибкого материала. Операция уникальна. Железные стержни на медицинских шурупах, десятилетиями крепившие позвоночник, были незаменимы до июня прошлого года. А потом появился тот самый тросик из 780 волокон, которые используются для зашивания ран. Чтобы сплести волокна, потребовалось создавать специальный станок. За эту разработку Колесов и его команда получили премию «Призвание».

Сергей Колесов: «Мы на него два года потратили — он должен быть эластичным и должен быть устойчивым к механическим нагрузкам. Он выдерживает где-то под 300 кг и 10 млн циклов. Это больше, чем среднестатистическая жизнь. Этот код вкладывается в винты и в качестве натяжителя делает модуляцию роста».

Судьбы сотен первоклассных спортсменов в руках хирургов Центра травматологии и ортопедии имени Н. Н. Пирогова. Мастер спорта международного класса по боям без правил Касум Касумов пропустил соревновательный год из-за грыжи в шейном отделе позвоночника. Случай оказался сложным, но не фатальным.

Касум Касумов, мастер спорта международного класса по боям без правил: «У меня высохла правая рука, атрофировалась полностью. А я должен был в составе сборной России выступать на чемпионате Европы. Так получилось, что на УМО — углубленное медицинское обследование — меня хотели снять».

Касуму взамен поврежденного диска установили тогда 3D-имплант. Титановый порошок с помощью лазерного спекания превращается в конструкцию, чем-то напоминающую шайбу маленького размера. Это и есть кейдж — спаситель шейного отдела позвоночника.

Титановая 3D-печать хороша высокими остиокондуктивными свойствами, то есть имплант быстро врастает, интегрируется в кость. А это влияет на модуль упругости, имплантаты меньше проседают.

Сергей Колесов: «И еще такие имплантаты, которые делаются из полимера — полиэфирэтилкитон. Мы сейчас работаем над их 3D-печатью. Они же используются для замещения дефекта тела позвонков, дисков. Плюс в том, что их модуль упругости близок к кости и нет наводок при МРТ, то есть титан дает экранирование, а полимер не дает».

В операционной Центра травматологии и ортопедии заканчивается очередная операция на позвоночнике. Несколько часов ювелирной работы. Руки хирургов плюс ультрасовременные технологии, часть которых, за авторством тех, кто стоял у стола, — через шесть недель пациенту обещаны спортивные нагрузки, сопоставимые с теми, что были до травмы. Обыкновенное чудо.

Кирилл Кикнадзе

Читайте также