Волонтеры помогают родственникам погибших в годы ВОВ узнать больше о своих героях

07.05.2023, 10:00

Видеосюжет: Александр Коневич
Видео программы «Сегодня»

Историей своих семей интересуются 90% россиян, по меньшей мере половина из них занимается активным поиском информации о родственниках. Таковы результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Чаще всего люди пытаются выяснить судьбу и подробности боевого пути своих предков − участников Великой Отечественной войны.

Семья из Тюменской области ждала этой новости не один год, сейчас с трудом удается сдержать слезы. Поиски пропавшего без вести в июле 1943 года красноармейца Евгения Черных начала мама Аллы и Ольги. В 2021 ее не стало, но дочери решили довести дело до конца. Фотографий самого Евгения Петровича в семейном архиве нет, вообще информации о нем в начале поисков было очень мало.

Алла Максимова, племянница красноармейца Евгения Черных: «Он уехал в Челябинск, в 1941 году эвакуировался туда со своим папой. В Челябинске они работали на военном заводе. Потом ему исполнилось 18 лет, он оттуда уже призывался. Когда его забрали, присылал письмо, написал, что служит танкистом на Курской дуге. Письмо не сохранилось, ну, сколько лет прошло…»

Ольга Трачук, племянница красноармейца Евгения черных: «Потом больше ничего от него не было, поэтому и решили, что он пропал без вести именно на Курской дуге».

Самостоятельные поиски, длившиеся пару лет, не увенчались успехом. Тогда родственницы пропавшего без вести танкиста обратились за помощью в тюменское отделение общественного движения «Волонтеры Победы», добровольцы которого помогли восстановить боевой путь Евгения Петровича. Выяснилось, что всю Курскую дугу он прошел, воевал, сейчас его место захоронения установлено. Он был захоронен дважды. В 1958 году был перенос братской могилы из одного села в другое. Это окончательная точка, где хранятся останки Евгения Петровича.

Чтобы установить точное место захоронения в селе Дубовик в Орловской области, волонтерам пришлось сделать десятки звонков и запросов и в центральный, и в региональные архивы. Несохранившееся письмо от фронтовика с указанием района, где он воевал, было единственной зацепкой.

Елена Идиятуллина, координатор направления «Моя история» тюменского отделения всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»: «Писать письма, отправлять запросы — это значит ждать это все время. И мы заявителям всегда говорим, что мы не волшебники, но мы постараемся, мы поможем. Когда наступает момент, когда становится ясно, что ты нашел какую-либо информацию, это счастье, потому что можно сказать, что ты вернул солдата домой».

Таких историй тысячи. «Волонтеры Победы» уже не первый год помогают найти информацию о участниках Великой Отечественной и вообще восстановить семейное древо. Число обращений постоянно растет, накануне Дня Победы их особенно много.

Ольшга Занко, председатель всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»: «Чаще всего люди хотят узнать информацию о биографии своего родственника, узнать место захоронения. Конечно, много очень запросов для того, чтобы найти фотографию для шествия „Бессмертного полка“. На протяжении года мы помогаем, порядка 15 тысяч запросов обрабатывают наши добровольцы».

Всероссийский центр изучения общественного мнения периодически проводит опросы об интересе жителей страны к своим родословным. По данным последнего на сегодня такого исследования, 90% россиян интересуются историей семьи, а половина из них занимается активным поиском. Число таких людей резко выросло после появления акции «Бессмертный полк».

Для многих информация о судьбе предков-фронтовиков — это лишь начало большого пути к своим корням, который, если повезет, может закончиться где-то в глубине веков, как у Александра Владимировича Быкова, пример которого действительно другим наука. Историей своей семьи он заинтересовался давно и потратил на поиски почти 10 лет, но результат превзошел все ожидания.

Александр Быков: «Мы подняли информацию за 400 лет по линии Плотниковых и по линии Быковых, на 14 поколений. Если взять по Плотниковым и по Быковым, получается, что в наших семьях мы 2600-е, 2016 наших родственников мы получили на ветвях, если говорить о древе семейном».

Вырастить такое генеалогическое древо, конечно, большая удача, но, как говорится, везет тому, кто везет, то есть ищет. Начинать надо всегда с опроса родственников близких и дальних. Многие запросы в архивы можно сделать, не отходя от компьютера, а если поиск зашел в тупик, помогут специалисты генеалогических центров. Спрос на их услуги в последние годы постоянно растет.

Артём Маратканов, руководитель Международного генеалогического центра: «В нашем сервисе люди построили свои деревья. Уже там цифра к миллиону персон приближается. А сервис новый, мы недавно его запустили. И 40 тысяч человек обратившихся — эта цифра больше, чем все клиенты всех исполнителей за время существования генеалогии в России. А у нас всего лишь это за несколько месяцев в этом году».

Цена восстановления родословной — от нескольких тысяч рублей до бесконечности, все зависит от объема работы. Понятно, что достичь документального дна, которым специалисты считают середину XVI века, — удел состоятельных и состоявшихся, но попробовать и без больших затрат может каждый. Главное, и это вам подтвердят в любом архиве, — бороться и искать, найти и искать дальше.

Читайте также