Павших в годы ВОВ красноармейцев с воинскими почестями перезахоронили в Калужской области

02.05.2023, 17:52

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

В Калужской области с воинскими почестями перезахоронили останки 29 красноармейцев, павших во время Великой Отечественной войны. Останки обнаружили в прошлом году около деревни Кузьминичи, когда прокладывали газопровод. Память погибших почтили минутой молчания, после этого прошел парад военной техники времен ВОВ.

Металлоискатель начинает настойчиво звенеть, куда ни шагни. Земля вдоль Варшавского шоссе буквально нашпигована металлом — гильзами, осколками мин и снарядов, неразорвавшимися боеприпасами, амуницией, оружием и техникой. То, что удается найти, бережно восстанавливают, даже танки, в том числе Т-70.

Анатолий Артамонов, руководитель военно-исторического клуба «Пехотинец», реконструктор: «Немцы этого танка боялись почему? Издалека он похож на наш танк Т-34. Наклонная броня, так даже люк находится в этом месте. Еще немцы прозвали эти танки „неистребимой саранчой“. Они на большой скорости врывались на немецкие позиции, обстреливали и тикали дальше».

Со стрелковым оружием проще, хотя в раскопах оно встречается редко.

Александр Кузенков, участник «Вахты памяти», член поисковикам отряда «Возрождение»: «Пулемет „Максим“ легендарный, всю войну прошел. Это очень старый революционный экспонат. У него станина еще латунная. Очень старый, боевой. Попадание было, ручки нет, отбило, нашли вместе с бойцами этот пулемет».

В Калужской области шли кровопролитные бои в 1941 году, когда с юго-западного направления к Москве рвались танковые дивизии вермахта, и в 1943 году, когда они откатывались назад под натиском Красной армии. Потери при освобождении области были колоссальными, хоронить не успевали. Останки бойцов до сих пор, даже спустя 80 лет, находят и поднимают поисковые отряды.

Екатерина Тараканова, участник «Вахты памяти»: «Сначала мы зацепились металлоискателем за лопатку металическую, дальше начали раскрывать, сейчас мы уже видим отчетливо каску. В ней останки, будем поднимать».

Рядовой 58-й стрелковой дивизии погиб при артобстреле, осколок снаряда пробил каску. Каждую горсть земли из раскопа буквально перетирают руками, чтобы не пропустить ни малейшего фрагмента.

Татьяна Яковская, участник «Вахты памяти»: «Когда видите ребра, следовательно, была гимнастерка. В гимнастерке ищем медальон, естественно. Это то единственное, что может указать, что это был за человек, если удастся его открыть и прочитать».

Но порой останки солдат находят совершенно случайно. Так произошло год назад на небольшом пяточке на окарине села при прокладке магистрального газопровода. Экскаваторщик заметил в ковше фрагменты и остановил работу. Сначала все решили, что это немецкое захоронение, ведь недалеко уже находилось немецкое кладбище, но когда на место приехали саперы и поисковики, подняли каски и ремни советского образца, сомнения отпали. Это были наши бойцы. Братская могила не была отмечена ни на одной карте, о ней знали лишь старожилы.

Виктор Федарков, глава администрации сельского поселения Жерелево: «Помню, что в детстве бабушки рассказывали, как во время Великой Отечественной войны с Варшавского шоссе солдат, погибших вдоль Варшавского шоссе, стаскивали сюда, рядом была воронка от бомбы. Их как бы здесь захоранивали».

Помочь предать солдат земле, как подобает, решил местный меценат Николай Сафонов. Еще в 2009 году в селе Кузьминичи на месте обветшавшего памятника советским воинам он своими силами обустроил целый мемориальный комплекс. Здесь установили колокол, орудие 40-х, бюсты героев — уроженцев области, зажгли вечный огонь.

У поисковика Александра Регалова в Калужской области в Великую Отечественную погиб дед. Домой пришла лишь похоронка. 12 лет назад Александр решил отыскать предка. С тех пор приезжает сюда на каждую «Вахту памяти». На его счету уже десятки поднятых и возвращенных из небытия бойцов.

Александр Регалов, участник «Вахты памяти»: «Поднимешь первого бойца, потом все, остановиться уже не сможешь. Поэтому еду, еду, еду. Когда находим медальон и не знаем, прочитаем его или нет, уже большая радость в отряде. Медальон всегда назывался „смертным“, но не всегда его заполняли, потому что было поверье: если заполнил „смертный“ медальон, то как бы погибнешь».

При раскопках поисковики нашли четыре медальона, но прочитать смогли лишь один из них. Он принадлежал Осетрову Константину Касьяновичу 1913 года рождения. Отыскать его родственников так и не удалось. Когда останки уже готовили к перезахоронению, нашелся еще один медальон, так называемая ладанка.

Сергей Новиков, руководитель поисковых отрядов Калужской области: «Такие красноармейцы носили на груди до 1941 года. Он, как книжечка, раскрывался, внутри должна быть записочка. Передадим в лабораторию либо ЭКЦ УВД, либо в московскую лабораторию, соответственно, может быть, еще одну судьбу солдата мы установим».

Имена большинства найденных погибших героев так и останутся неизвестными. Символично, что на мемориале открыли памятник, схожий с установленным на Могиле Неизвестного Солдата в Москве. Останки бойцов перезахоронили со всеми воинскими почестями.

Читайте также