Торговые сети могут обязать создать полки с отечественными непродовольственными товарами

02.05.2023, 11:36

Фото: РИА Новости © 2023, Виталий Аньков

Депутаты фракции «Единая Россия» совместно с Минпромторгом разработали законопроект, обязывающий торговые сети создать полки с непродовольственными товарами российских производителей в магазинах.

Торговые сети обяжут создать полки с отечественными непродовольственными товарами. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на пояснительную записку законопроекта депутатов фракции «Единая Россия» в Госдуме и Минпромторга. Документом вносятся поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

В записке говорится, что законопроект разработан в целях повышения конкурентоспособности российских потребительских товаров и ускоренного технологического развития страны. Для этого вводится понятие «товары российского происхождения», а также устанавливается их обязательная доля по разным наименованиям, определяемая Минпромторгом. Уточняется, что уполномоченный орган будет определять также перечень продукции, которая должна быть представлена на «российской полке».

По мнению авторов инициативы, это позволит создать гибкий механизм координации участников отрасли. Объясняется, что для целей стимулирования производства изделий с высокой добавленной стоимостью сначала предлагается использовать предложенный механизм только по непродовольственной продукции. Распространение на продовольственную возможно на втором этапе, уточняется в документе.

Контроль за выполнением этих требований авторы законопроекта предлагают возложить на Роспотребнадзор. При этом, согласно пояснительной записке, новые нормы не будут распространяться на торговые сети с выручкой за последний календарный год до 2 миллиардов рублей. Кроме того, законопроект не затрагивает сети монобрендовых магазинов, так как они представляют собой специализированный формат торговли.

Как пояснила «Известиям» один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от «Единой России» Татьяна Буцкая, в новых нормах специально не прописывается какой-то единой доли российских изделий, которые должны быть представлены. По ее словам, это связано с разным уровнем количества производителей в каждом определенном сегменте. Где-то эта цифра близка к 100%, где-то это всего 1%. Поэтому этим законопроектом на Минпромторг будет возложена задача по мониторингу рынка. Как только количество российских производителей на нем увеличивается, будет расти и доля товаров на «российской полке».

Еще один собеседник газеты, замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Морозов, пояснил, что нет цели ставить ограничения для бизнеса, в том числе для производителей из дружественных стран. Но предпочтение отдается отечественным товарам. По словам Морозова, российские предприятия готовы в разы увеличить объемы производства, будь то косметика, медицинские изделия или средства гигиены.

Парламентарий отметил, что законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму в весеннюю сессию, это первый революционный шаг, который позволит реально поддержать отечественных товаропроизводителей.

В пресс-службе кабмина «Известиям» сообщили, что законопроект поступил в аппарат и в настоящее время направлен в Минпромторг для подготовки проекта заключения правительства.

В министерстве ранее подчеркивали, что без комплексной работы на всех уровнях по увеличению сбыта и узнаваемости российской продукции меры государственной поддержки по развитию внутреннего производства потребительских товаров, которые сейчас работают, окажутся не такими эффективными. В России сейчас благодаря мерам поддержки существует внутреннее производство по большинству потребительских товаров. А отечественные ритейлеры неоднократно демонстрировали ответственный подход к решению сложных и масштабных задач в союзе с государством.

Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов отметил, что у изготовителей на рынке бытовой техники не возникает проблем с доступом на полку в сетях.

«Производителей не так много, и ритейлеры заинтересованы в их присутствии в магазинах. Часть иностранных брендов покинула рынок, и торговые сети и так нацелены на создание стабильного ассортимента с помощью российских компаний», — пояснил эксперт.

По его словам, в случае с законопроектом остается неясно, как быть с товарами из ЕАЭС, ведь в России единый рынок с союзом. В целом эта инициатива скорее ограничит возможности российских брендов: например, если на какой-то фиксированной площади уже выставлен отечественный производитель, еще одному может не хватить места, а требование нормативного акта уже формально выполнено, отметил эксперт.

По словам главы Института развития предпринимательства и экономики Натальи Назаровой, ретейл, в принципе, стремится к максимально возможной локализации и работе с местными производителями в цепочках поставок.

«Пока трудно судить о механизмах реализации инициативы и возможных последствиях. В любом случае такие изменения требуют детального исследования того, в каких объемах изготавливается продукция российского происхождения и сколько таких производителей в РФ. На данный момент для такой аналитики недостаточно данных», — пояснила она.

По ее словам, даже официальные показатели, характеризующие импортозамещение, учитывают продукцию локализованных производств как отечественную.

«Также следует оценить, не приведет ли это к сокращению предложения ассортимента на отдельных товарных рынках и соответствующим рискам повышения цен и перебоев поставок. Неясно, как будут работать зарубежные брендовые магазины, если на них будет распространяться данное регулирование», — считает Наталья Назарова.

Глава Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов заявил «Известиям», что на полках магазинов в непродуктовых категориях доля иностранной продукции составляет свыше 50%.

«Например, в легпроме это более 80%, а в бытовой технике и электронике — свыше 80–90%. Логика этого законопроекта проста: дать на полке место тем инвесторам, которые только начали или начнут вкладываться в отечественное производство», — пояснил эксперт.

По его словам, рынок потерял ряд иностранных брендов и российским компаниям придется создавать свой продукт. Его цена и качество могут быть непривычными для покупателей и ритейлеров, но власти готовы облегчить новым изготовителям попадание на полку, выделив квоту, считает Андрей Карпов.

Читайте также