Париж в огне: лидеры протестов назвали погромы началом новой французской революции

02.05.2023, 09:22

Видеосюжет: Эдмунд Желбунов
Видео программы «Сегодня»

Франция подводит итоги Первомая, и они печальны: разгром городов, убытки бизнеса, уличные бои, задержания, а главное − политический тупик. После очередной мощной волны протестов компромисса по пенсионной реформе даже в конце туннеля не видно. Общество требует отмены инициативы, власть молчит. Задержаны сотни демонстрантов, но жандармерии они уже не очень-то боятся, атакуют даже прекрасно экипированный и обученный полицейский спецназ, который в свою очередь применял силу без разбора. Счет пострадавших идет на сотни, а многочисленные организации, которые так внимательно следят за соблюдением прав человека во всем мире, как воды в рот набрали.

Этот день и эту ночь Франция точно запомнит надолго. Десятки разгромленных зданий, выбитые окна, повсюду сгоревшие машины. Пожар был в Лионе, черный дым поднимался ад центром Парижа. И так по всей стране. Франция пылает и сгорает от негодования.

В Страсбурге протестующие сожгли чучело Макрона. Если обычно на Масленицу такой обряд символизирует смерть зимы, нетрудно догадаться, с каким посылом французы сжигали чучело с портретом своего президента. Эта связь неслучайна. У этих акций протеста, формально приуроченных ко Дню труда, есть свое лицо, вернее, антигерой — президент Эммануэль Макрон, которого с трудом назовешь теперь лидером нации. Он одним решением о повышении пенсионного возраста до 64 лет вынудил французов выйти на улицы как минимум в 300 городах.

Николя Токек, член профсоюза общественного транспорта: «Мы здесь из-за дурацкой реформы, которую Макрон хочет оставить. Он прячется, как крыса на чердаке, но в какой-то момент ему придется выйти, потому что мы не собираемся расходиться по домам и в свою очередь прятаться, как крысы».

Участник акции: «Протестовать всегда имеет смысл. Если все выйдут на улицы, мы остановим всю систему. Если никто не выйдет, перемен не будет».

Лидеры протестного движения назвали эти массовые беспорядки и погромы ни много ни мало началом новой французской революции. Понятно, что в такой ситуации слезоточивый газ, который применяла полиция, оказался слишком слабым аргументом и не мог сдержать яростную толпу. Такая мощная волна протеста, прокатившаяся по всей стране, просто захлестнула полицейские водометы.

Причем столкновения с хорошо экипированными жандармами заканчивались далеко не всегда в пользу силовиков. На одной из акций протестующие кинули в полицейских гранату и вынудили правоохранителей отступить. А то, что происходило в Париже, вообще напоминало больше боевые действия.

В результате по всей стране более 100 полицейских получили ранения. В общей сложности пока только по горячим следам задержали более 300 человек, из них почти треть в столице. Вычислить подозреваемых помогут и оснащенные камерами беспилотники. В полиции готовились к этим протестам, мобилизовали 12 тысяч сотрудников по всей стране, но, видимо, даже не могли предположить, несколько сильным будет сопротивление французов пенсионной реформе.

Да и сам Макрон выстрелы сигнальных ракет как недвусмысленный сигнал власти отменить пенсионную реформу то ли не распознал, то ли сделал вид, что не понял.

Линда, студентка: «Сегодня мы здесь собрались, чтобы показать наше единство, любая организация, любая профессия сегодня, в Международный день труда, мы должны доказать способность защищать свои права, права рабочих».

Жан-Мари Морель, заместитель мэра Ла-Э-Фуасьер: «Мы ставим вопрос: будет ли он нас слушать, потому что, в конце концов, это ответственность Макрона. Мы также ждем Конституционного совета, который мог бы утвердить инициативу о референдуме, поэтому, я думаю, нам нужно умножать любую инициативу, чтобы нас услышали».

В итоге первомайская солидарность трудящихся Франции выразилась, как пишут в местных газетах, в крупнейших за последние десятилетия демонстрациях и общенациональных протестах. Сотни городов и сотни тысяч, по некоторым данным, даже миллион участников. Общую сумму ущерба еще предстоит подсчитать. Судя по предыдущим погромам, это будут миллионы евро. И это пока минимальная цена пенсионной реформы во Франции, цифра будет только расти, ведь если французы говорят о революции, то сама история подсказывает, что к ним лучше прислушиваться.

Связанные новости

Читайте также