Старинные русские костюмы в Этнографическом музее стали участницами фотосессии

27.04.2023, 18:42

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Прет-а-порте Наталии Шабельской, которая скрупулезно собирала коллекцию модных трендов русской старины, решили навсегда зафиксировать с помощью фотокамеры.

Модели на этой закрытой от посторонних глаз фотосессии — предметы из собрания Натальи Шабельской. В XIX веке она находила, приобретала и в итоге сформировала уникальную коллекцию костюмов из российских губерний. Часть вещей оказалась в Российском Этнографическом музее.

После выставки, которую из-за невероятного интереса пришлось продлевать, сотрудники приступили к работе над каталогом. Он должен включить все вещи собрания Шабельской.

Закрыв экспозицию, авторская команда нового издания системно выставляет в импровизированную студию костюмы, украшения, домашний текстиль, порой схожий с картинами. Зная трепетное отношение ученых к хранимым предметам, каждое их перемещение волнительно.

Перед тем, как попасть в объектив камеры Ольги Волковой, вещи готовят. Угрожающе выглядящий утюг выставляют на щадящий режим и гладят только через плотную тряпку или марлю. С особо сложными элементами костюма и тканями помогают реставраторы, а потом перед фотографом встает не менее трудная задача — поставить свет так, чтобы сделать предметы объемными, даже если они плоские, и подчеркнуть их художественную ценность и фактуру. Ольга ищет ракурсы, блики. Особенно тяжело ей приходится с длинными поясами и кушаками.

Ольга Волкова, художник-фотограф РЭМ: «Пока сложишь, покажешь орнаменты с одной, другой стороны, потом надо понять, как выложить пояс так, чтобы охватить его одним кадром. Иногда не получается: сначала снимаешь весь, потом складываешь, потом — кисточки, потом — орнамент, потом — плетение. Тут целая история».

Иногда фотограф просит помощи ученых, когда не понимает, что и как лучше выделить в объекте съемок и какая складка допустима на роскошной крестьянской епанче с мехом. Впрочем, чем сложнее предмет, тем интереснее его снимать, и Ольга говорит, что на сладкое оставила роскошные головные уборы, занимающие большую витрину.

В какой-то степени современная фотофиксация предметов из коллекции Шабельской — это продолжение работы, которую начала в конце XIX века сама собирательница. И, конечно, это научный труд, потому что при описании у ученых появляются дополнительные сведения, делающие атрибуцию более детальной.

Катерина Правдина

Читайте также