В Петербурге появился уникальный архив уличного искусства

21.04.2023, 21:03

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В «Севкабель порту» решились на грандиозный по значимости для современного отечественного искусства проект — в Петербурге начали коллекционировать стрит-арт.

Это не похоже на музей: ряды вытянутых шкафов вдоль стен хранят уличное искусство. 350 работ, 50 художников из Петербурга, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Перми… Визуальные и технические фишки, фирменный стиль — на это обращают внимание те, кто ищет граффити по стране.

Это не только символы и буквы на стенах домов и заборах, которые понятны только избранным. Это плакаты, скульптуры, мозаика и живописные куски. Они сегодня не отрицают академизм, пользуются приемами Куинджи, но во все времена стрит-арт — это, прежде всего, послание обществу.

Семён Некрасов, искусствовед, экскурсовод «Стрит-арт хранение»: «Многие художники работают с историческим наследием — деревянными домами дореволюционной постройки в центре города и используют, например, части из них в своих работах, призывая, чтобы власти, общественность обратили внимание на то, что наследие, история разрушается у нас перед глазами».

Работы уличных художников со всей России в городе на Неве собирали около года. Помогал институт исследования стрит-арта, который, владея большим архивом, подсказывал города, куда можно отправиться с экспедицией. Петербургские эксперты летели, знакомились с мастером и принимали решение: либо покупали конкретный холст, либо просили повторить какую-то определенную уличную картину специально для хранения, а вот уже нарисованное ни со стен, ни с заборов никогда не снимали.

Алина Зоря, куратор «Стрит-арт хранение»: «Это не очень позитивный опыт, потому что изъятие работ из городского пространства, во-первых, наносит очень сильные травмы самой работе и требует консервации, реставрации, и если мы изымаем работу из контекста, зачастую она может очень много потерять в плане смысла».

Такого нет ни в одной стране мира. В России у каждого города свое уличное искусство, самобытное. В Нижнем Новгороде нередко художник и градозащитник — одно лицо. Оттуда работы, написанные на элементах забора. В Екатеринбурге в приоритете стоит текст как главный художественный прием. С Петербургом стрит-арту тяжело: у города-музея под открытым небом для граффити всё время приходится отвоевывать место. Возможно, поэтому здесь и появилось желание сохранить это мимолетное видение хотя бы на десятилетия.

Дарья Криволапова

Читайте также