Российские газоперерабатывающие заводы отказываются от немецких присадок в пользу отечественных

14.04.2023, 10:31

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

Российские газоперерабатывающие предприятия успешно выполняют программу импортозамещения. Крупнейший в Югре производитель автомобильного топлива — Сургутский завод стабилизации конденсата — заменил иностранные компоненты на отечественные. На предприятии отказались от немецких присадок в пользу российских. Эти добавки используют для улучшения свойств горючего. Благодаря им топливо сгорает полностью, что позволяет существенно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Как говорят на предприятии, с переходом на российские компоненты качество дизеля осталось на том же высоком уровне.

Когда добывают природный газ, вместе с ним из-под земли попутно извлекают не менее ценное сырье — газовый конденсат, примерно один стакан на 1000 кубометров. Это сырье в дальнейшем идет на переработку. Больше 30 тысяч тонн конденсата в сутки по трубе поступает с месторождений Уренгоя и Ямбурга на газпромовский завод по стабилизации конденсата недалеко от Сургута.

Нефтегазоконденсатная смесь на сургутском заводе хранится в огромных резервуарах. Всего их здесь 32, в каждом шарике по 600 кубометров или 500 тонн сырья. Прежде чем работать с конденсатом, его нужно стабилизировать и удалить легкие газы. На производстве №1 его делят на части (или фракции). В результате получается смесь газов, в том числе пропан-бутан, и стабильный конденсат. Часть его следует на переработку на другие заводы, а часть — в соседнее подразделение завода.

Стабильный конденсат пахнет бензином. Собственно, бензин 92-й и 95-й марки из него и можно сделать, а также дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей. Стабильный конденсат приходит на производство №2, на установке моторных топлив его снова делят на фракции, но уже более узкие.

Дмитрий Котов, начальник производства №2 Сургутского завода по стабилизации конденсата им. В. С. Черномырдина: «Мы получаем дизельную фракцию, керосиновую и более тяжелый остаток, затем эти фракции поступают на комплекс облагораживания моторных топлив, здесь мы уже придаем им те свойства и характеристики, которые нужны конечному пользователю».

То есть бензину придают нужное октановое число, а дизельному топливу — необходимые смазывающие способности и низкотемпературные свойства. Ведь этот дизель будут использовать в экстремальных условиях, он не должен замерзать даже при минус 45 градусах.

Дмитрий Котов: «Топливо, что дизель, что бензин, мы выпускаем по стандарту соответствия К-5, это наш отечественный стандарт российский, он полностью соответствует экологическим нормам стандарта „Евро-5“».

В час на второе производство поступает 500 тонн сырья — стабильного конденсата, а выходит уже готовый продукт. Остается, как при приготовлении еды, поперчить и посолить, то есть добавить присадки. На производстве используются присадки российского производства.

Александр Белоусов, главный инженер Сургутского завода по стабилизации конденсата ИМ. В. С. Черномырдина: «Чем наши российские присадки отличаются от иностранных? По химическому составу практически ничем не отличается, абсолютно соответствует требованиям по нашему производству».

Присадки сургутскому заводу поставляет компания «Топливный регион». Сотрудничество начали с того, что они разработали и поставили смазывающую противоизносную присадку для дизельного топлива. Понравилась.

Ярослав Макаркин, заместитель генерального директора компании «Топливный регион»: «В прошлом году мы поставили 60 тонн цетаноповышающей присадки, в этом году мы успели поставить 33 тонны депрессорно-реологической присадки».

Здесь не просто производят присадки, для каждого завода подбирают свою уникальную дозировку активных веществ с учетом особенностей конденсата, ведь сырье у всех разное.

Сергей Лукъянчиков, исполнительный директор компании «Топливный регион»: «Это, собственно говоря, топливо, мы его поставили в холодильник, в морозильник при минус 18 градусах. И вы можете видеть, что с ним происходит: это выпадение как раз вот этих парафинов, которые не позволяют двигателю хорошо работать. Наша задача, чтобы топливо было полностью прозрачным. Вот это пример того, что мы сделали присадку, испытали ее и, к сожалению, не сработало — парафины выпали. Ну, что, переходим с следующей операции, находим новые компоненты».

Перед отгрузкой потребителям каждая партия топлива проходит лабораторные исследования. Елена Волкова проводит испытание дизельного топлива на смазывающую способность. Она окунает небольшой шарик в дизель, а затем помещает в аппарат, где он в течение нескольких часов трется о пластину, а потом под микроскопом смотрит на пятно износа.

Елена Волкова, инженер центральной заводской лаборатории Сургутского завода по стабилизации конденсата им. В. С. Черномырдина: «Чем меньше это пятно износа, тем будет лучше смазывающая способность дизельного топлива и, соответственно, тем меньше будет нагрузка на детали двигателя, тем меньше он будет нуждаться в ремонте».

Всего сургутский завод производит больше десятка видов готовой продукции, также отгружает тонны сырья для дальнейшей переработки на других заводах. Регион не только покрывает свои потребности в моторном топливе, но и снабжает им соседей. На машинах, а также по железной дороге, трубопроводу и летом по воде продукция сургутского завода доходит до потребителей 52 регионов России. Только автобензинов разных марок завод производит суммарно более одного миллиона трехсот тысяч тонн в год.

Читайте также