Сталкинг и секс-шантаж: как обезопасить себя от навязчивого преследования

08.04.2023, 13:20

Видео программы «ЧП. Расследование»

Навязчивый поклонник, бывший муж, и даже просто незнакомец — в попытках добиться расположения возлюбленной, они могут преследовать
человека годами: сначала донимать свою жертву звонками, заваливать письмами, поджидать у подъезда и передавать сообщения через знакомых и коллег. Потом начинаются оскорбления, угрозы, слежка и порча имущества. Случаи подобного поведения фиксируют по всему миру. В России данных, которые показали бы весь масштаб и серьезность проблемы, нет. Нет и закона, позволяющего привлечь преследователя к ответственности.

По словам экспертов, в России человек, подвергающийся атакам бывшего партнера или знакомого, не защищен до тех пор, пока навязчивый поклонник не нанес ему физический вред.

Дмитрий Волохов, адвокат: «Не надо сбрасывать со счетов того или иного сталкера и говорить: „Он безобидный, активные действия предпринимать не будет, угрозы от него нет. Постоит возле дома и пропадет куда-нибудь“. Это не так. Непонятно, что в голове у человека. В тихом омуте водятся черти».

Окружающие часто уверены, что ничего страшного в преследовании нет. Кто-то считает, что навязчивое внимание льстит преследуемой. Другие думают, что преследователя можно спровоцировать, а значит, жертва «сама виновата». Также нередко эмоциональное, а зачастую и физическое насилие воспринимается как семейные разборки, в которых «милые бранятся — только тешатся». Возможно, именно поэтому преследователей очень редко привлекают к ответственности.

В течение трех лет Екатерину Сычёву преследует бывший возлюбленный, уже не раз приводивший свои угрозы в действие.

Екатерина Сычёва, жертва сталкера: «Он профессиональный боксер, он нанес мне два удара в область скулы, у меня разнесло всю щеку, у меня была закрытая черепно-мозговая травма, но, к сожалению, привлечь его по этому делу не удалось».

По словам Екатерины, сначала Владимир Ткаченко был заботливым, но затем стал проявлять агрессию в отношениях. Но решительный шаг к расставанию Екатерина сделала лишь после того, как с ней связалась бывшая девушка Владимира — Яна Руденко.

Яна Руденко, пострадавшая: «Я стала говорить: „Кать, а ты не боишься? Раз он так действует со мной, 100% он так будет действовать и с тобой“».

Тогда Ткаченко разозлился еще больше и стал отравлять жизнь уже обеим девушкам. Он преследовал своих жертв онлайн и в реальности.

Екатерина Сычёва: «Утром он находится на работе у Яны, провожает ее до работы, а днем дежурит у меня до 6 вечера или до 5 вечера, пока Яна не заканчивает свою работу, и он обратно направляется к ее рабочему месту».

Девушки стали фиксировать все угрозы и снимать преследования на телефон. Но предугадать очередную выходку навязчивого поклонника было практически невозможно. Девушки неоднократно писали обращения в полицию, но все тщетно. Под прессинг преследователя вскоре попали и родные его бывших возлюбленных. Больше всего досталось отцу Екатерины Сычёвой. Ткаченко отправлял ему на телефон откровенные фото дочери, обливал его автомобиль кислотой и ходил за ним по пятам.

Екатерина Сычёва: «Он мне сказал: „Кать он мне надоел, я за вас постоянно переживаю, я не могу дома спокойно находиться, когда тебя нет рядом, надо с этим что-то делать“. Но через несколько часов у моего папы остановилось сердце».

Несмотря на все выходки, Владимиру Ткаченко долгое время все сходило с рук. За три года преследований он лишь однажды получил десять суток ареста за то, что напал на свою жертву, пытаясь забрать мобильный телефон.

Екатерина Сычёва: «Он знает, что у меня там хранится достаточно материала против него, что может помешать ему в его злодеяниях. И вот сейчас я лежу в больнице, побитая, без телефона».

По словам экспертов, уголовные дела против преследователей заводят с большой неохотой.

Андрей Куницын, журналист, общественный деятель: «У нас, в нашем Уголовном кодексе есть статья 119, часть 1, которая должна работать в защиту граждан, которые оказываются в опасности от такого рода преследователей. Статья 119, часть 1 — угроза убийством. Возбуждается достаточно неохотно нашими правоохранителями».

Игнорирование звонков и писем от бывшего ухажера редко срабатывает. Часто такая схема действий только раззадоривает чересчур навязчивого воздыхателя. А еще, потеряв возможность связаться напрямую с жертвой, преследователь начинает беспокоить ее друзей и знакомых.

По закону, говорят эксперты, если отвергнутый бойфренд не причинял физического насилия и не портил имущество, то меры по ограничению свободы или по приближению к объекту преследования к нему применить нельзя. Тем не менее специалисты советуют не ждать, когда навязчивый поклонник перейдет от слов к делу.

Ирина Корчагина, психолог: «Используйте всевозможные способы привлечения разных людей — как его остановить, напугать, посадить его куда-то на 15 суток за какое-то мелкое хулиганство. Даже можно спровоцировать мелкое хулиганство, чтобы он опомнился, мозг покачался немножко».

Наталья Радиевская, психолог: «Если у человека была уже где-то слабина или подвижечки в нервной системе, то такой триггер, как разрыв отношений, приводит его к тому, что он начинает вести себя неадекватно».

Но некоторые преследователи жаждут любви и одобрения. Они, как правило, страдают расстройством и воображают, что между ним и жертвой существует какая-то связь, например, истинная любовь или предначертание судьбы. Он искренне верит, что «любви нужно добиваться».

Социальные сети, мессенджеры, современные средства слежения, а также камеры в смартфонах упрощают возможность наблюдать за человеком и заниматься его преследованием. Практически ежемесячно в Сеть утекают персональные данные людей, похищенные у крупных компаний. По таким базам, говорят правоохранители, отвергнутый поклонник легко может отследить реальный адрес жертвы, данные ее близких, номера телефонов, квартир и домофонов.

По словам экспертов, преследователя может спровоцировать неотвеченный телефонный звонок, хорошее настроение у жертвы или появление рядом с ней нового мужчины.

У Владимира Ткаченко новый всплеск агрессии вызывает любая активность его бывших девушек в соцсетях. Настоящим ударом для него стало появление у Яны Руденко молодого человека. Чтобы нейтрализовать соперника, он пустил в ход весь свой арсенал: следил, угрожал, портил авто. А когда все это не подействовало — эмоциональное насилие переросло в физическое.

Яна Руденко: «Он стал его вбивать в сиденье, даже не дал ему выйти, встать на ноги, и тут я увидела, что он достает из кармана нож, и попытался перерезать ему горло».

За угрозу убийством против Владимира Ткаченко возбудили уголовное дело. Свидетелями выступили обе его экс-возлюбленные.

Ткаченко приговорили к исправительным работам. Впрочем, даже судебные разбирательства не смогли охладить пыл преследователя. Он до сих пор продолжает присылать угрозы и ходить под окнами своих бывших возлюбленных.

Жертвой преследователя, по сути, может стать каждый. Если это произошло, важно соблюсти несколько правил.

Во-первых, необходимо отнестись к угрозам серьезно. Если кто-то обещает вас покалечить или убить — есть риск, что он не шутит и не преувеличивает. Поэтому в самые короткие сроки стоит обратиться в правоохранительные органы, даже если личность преследователя неизвестна. Во-вторых, надо прекратить общение, заблокировать преследователя в соцсетях, мессенджерах и не выяснять с ним отношений. Третье — по возможности сохранять доказательства: не удалять переписку, фиксировать разговоры на диктофон и снимать навязчивого поклонника на видео, если он пытается приблизиться или караулит возле дома. И последнее — преследователи расцветают в атмосфере стыда и тайны, молчание жертвы им только на руку. Поэтому не стоит бояться рассказать о том, что происходит, родным, друзьям, написать об угрозах в соцсетях. В данном случае открытость — это ваш друг.

Все выпуски передачи «ЧП. Расследование».

Читайте также