Хранители времени: кто в Москве ухаживает за уличными часами

08.04.2023, 10:57

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

На улицах Москвы расположено больше тысячи электрических часов, функционирующих в круглосуточном режиме. Ночью приборы работают от городской сети освещения, а утром, когда фонари гаснут, в устройствах запускается аккумулятор. За состоянием часов следят сотрудники специальной службы.

Верный способ узнать точное время — уличные часы. Когда-то это был один из немногих способов сверить наручный циферблат. Массовое появление городских часов было связано с развитием трамвайной инфраструктуры. Первые модели монтировали на остановках, чтобы пассажиры всегда знали, когда прибудет их транспорт.

Работы над общегородской системой часов начались в 1912-м. Все модели были электронными и контролировались центральными часовыми станциями. Одна из таких сейчас хранится в фондах Политехнического музея и напоминает большой платяной шкаф. В основе устройства — так называемые первичные механические часы, которые задавали такт стрелкам всех городских циферблатов.

Технологии позволили добиться космической точности. Ход маятника ежесуточно сверяли с эталонными часами в Московской астрономической обсерватории.

Татьяна Фокина, куратор и хранитель коллекции часов Политехнического музея: «У такой станции есть и минус. Если в городе отрубили электричество, то все часы остановились».

К концу прошлого века от центральных станций отказались. Современные уличные установки получили индивидуальные электронные блоки, оснащены системой GPS и ГЛОНАСС, а потому всегда точны. В итоге все городские часы стали первичными и работают вне зависимости друг от друга. Днем они питаются от аккумулятора, а ночью от столичной системы освещения, к которой подключены все фонари города. Если по какой-то причине часы выйдут из строя, стрелки замрут на цифре 12, сигнализируя о неисправности.

Восстановить ход времени помогают сотрудники аварийной службы. Чтобы не создать дорожный коллапс, на смену приходится выходить затемно. Работа под напряжением окупается народным признанием.

Дамир Хисаметдинов, электромонтажник службы эксплуатации городских часов: «Бабушки частенько благодарят. Проходят мимо, видят, что мы занимаемся ремонтом».

Большую часть болезней уличных часов получается устранить на месте. Но если проблему не решить даже заменой деталей, в дело вступает болторез. Демонтаж блока — крайняя мера. Вес некоторых моделей достигает 100 килограммов.

Транспортировка до мастерской — это отдельный подвиг. Но, попав в руки Владимира Хиленкова, «пациент» обречен на выздоровление. У электромонтажника со стажем с электронными блоками особые отношения.

Владимир Хиленков, электромонтажник службы эксплуатации городских часов: «Естественно, есть любимчики. Ничего сложного. Отвертка, кусачки, пассатижи».

В Москве 1083 уличных часовых блока. Каждому положен еще и профилактический осмотр четыре раза в год.

Артём Скворцов, начальник службы эксплуатации городских часов: «Также раз в два года мы делаем текущий ремонт. Часы снимаются с опоры наружного освещения, привозятся в мастерскую, красятся, заменяются пластиковые элементы, стекла, пленка».

«Реанимированные» блоки возвращают на законное место. Владимир Хиленков с электронными механизмами «на ты», но ко времени относится со всем уважением. Говорит: счастливые часов не упускают.

Глеб Дудкин

Читайте также