Оператор дрона: все о необыкновенной и востребованной специальности

02.04.2023, 11:57

Видео программы «Чудо техники»

Обычная борьба скоростных дронов на гоночной трассе напоминает кадры из научно-фантастического фильма. Устройства могут лететь со скоростью до 140 километров в час, а некоторые самоделки достигают и немыслимых 400. Их называют беспилотниками, внутри действительно никого нет. Но пилоты есть. Они мчатся, не сходя с места. Сейчас же оператор дрона, даже если не говорить о военных применениях, — одна из самых востребованных и даже дефицитных специальностей.

Сергей Александров с детства увлекался авиамоделированием. Теперь он уже 10 лет управляет коптером на прямых трансляциях спортивных состязаний, например, на автогонках. Но особые воспоминания связаны с футболом.

Сергей Александров, пилот-оператор дрона на телетрансляциях: Я снимал сборную команду России на тренировке во Франции на чемпионате Европы. Я понимаю, что-то не то происходит. Я смотрю в планшет, а мячи летят в дрон, то есть сборная России начала тренироваться по дрону, но ни разу не попали. Оператор пошутил: мол, это же сборная России, чего ты хочешь.

Вообще-то, это была дорогая забава. Цена полного комплекта оборудования с набором аккумуляторов и объективов доходит до миллиона рублей. И это не предел. Евгений Герасимов руководит беспилотной авиацией поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и использует технику почти на 5 миллионов. Все ради спасения жизней.

Евгений Герасимов, руководитель беспилотной авиации поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»: «Мы получаем задание, выезжаем, отправляем беспилотник в автоматическом режиме, он делает снимки, дальше эти снимки обрабатывает искусственный интеллект, достаточно быстро обрабатывает. Если на этих снимках искусственный находит пропавшего человека, координаты мы сразу же узнаем».

Взгляд с высоты птичьего полета значительно ускоряет поиски, особенно с хорошей камерой, через которую зимой, например, можно разглядеть еще не засыпанные снегом следы пропавшего человека.

Евгений Герасимов: «По этим следам, почти год назад успели спасти девочку, которая в лесу два дня провела, почти не пострадала. Небольшое обморожение нижних конечностей, но нашли живую, спасли».

В этом году Евгений стал использовать коптер с тепловизором, который показывает инфракрасное пятно от человека. Так поиск стал еще эффективнее. Спасатель доволен. Дроны — его давнее хобби, а тут оно приносит пользу.

Организатору шоу дронов Евгению Буфетчикову тоже нравится то, что он делает. И тут, по его мнению, многое даже сложнее, чем у коллег. Уже несколько лет команда Евгения рисует в небе живые фигуры с помощью заранее запрограммированных коптеров со светодиодами, а радиоуправляемые дирижабли становятся фишкой многих концертов.

Евгений Буфетчиков, организатор шоу дронов: «Пилот, который летает на радиоуправляемой фигуре, должен понимать всю красоту номера, в какой момент фигура какой оборот должна сделать. Он должен сливаться с этим номером и с выступлением воедино. Режиссеры очень придирчиво обычно относятся к моментам, где должна какая фигура находиться».

Вопрос: где же всему этому учат? Почти все герои сюжета познали профессию самостоятельно методом проб, ошибок и трат на разбитые дроны.

Владимир Рыжков, инструктор пилот дирекции «Аэромобильность» МАИ: «Я учился очень давно, шесть с половиной лет назад я начал летать. Тогда не было ни курсов, ни преподавателей, ни дронов, ни симуляторов. Поэтому, наверное, первые полтора года я разбивал дроны о деревья. В то время дроны при столкновении с любым препятствием падали и загорались».

Сейчас, к счастью, все проще, можно даже пройти трехмесячные онлайн-курсы за 4800 рублей в месяц или получить новую специальность как дополнительное профобразование при вузах.

Алексей Ежов, руководитель образовательных отделов дирекции «Аэромобильность» МАИ: «На рынке подобные программы начинаются от 50 тысяч рублей. Минимальная программа у нас составляет 36 часов, а максимальная программа порядка 140 часов».

Студенты Московского авиационного института Иван Бояринов и Павел Пестов показывают, чему их научили. Под руководством Ивана взлетает мощный беспилотник с массивной видеокамерой. Он пробует захватить ведро с камешками для аквариума весом 200 граммов и перевезти его в другую точку. Сначала все выходит не очень гладко, так как мешает погода, пальцы мерзнут, но пилот все же справляется. Павел управляет скоростным дроном, собранным вручную. Картинка транслируется в очки, человек все видит так, как будто находится на борту.

Тут свои сложности: модель простая, качество видео не очень, плюс порывы ветра могут приводить — и регулярно приводят — к падениям. Без практических тренировок в этой учебе никуда, но потом хороший оператор дрона может найти весьма высокооплачиваемую работу.

Илья Варакин, эксперт по подбору персонала: «Если говорить про операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) специального назначения, например, службы спасения или документации новых пространств, картографии, то здесь профессия сугубо закрытая, которая облагается специальными сертификатами, лицензиями, поэтому уровень зарплат там отталкивается от 100 тысяч рублей и выше».

Обычная съемка с дрона, например, свадьбы, может приносить 2–5 тысяч рублей за час работы. Но важно понимать, что просто купить дрон и пройти курсы недостаточно. Если аппарат весит больше 150 граммов, надо решить и вопросы с документами, что подчас совсем непросто.

Дмитрий Куликов, директор ассоциации малых авиационных предприятий: «Чтобы начать полеты, нам нужно поставить на учет беспилотное воздушное судно. Это требует закон. У нас есть 10 дней с момента покупки до момента учета. Дальше нам нужно застраховать наше беспилотное воздушное судно, нашу ответственность перед людьми, нужно подать заявку на полет, после чего воздушное пространство будет для нас открыто».

Интересно, а сможет ли беспилотный летательный аппарат когда-нибудь полностью оправдать свое название и работать без помощи человека? Заменит ли оператора дрона искусственный интеллект?

Данила Медведев, прикладной футуролог: «Я уверен, что для простых задач, доставки чего-то с помощью дрона, искусственный интеллект справится не хуже человека. Мы же, летая на самолетах, понимаем, что большую часть времени самолет управляется не пилотом, а автопилотом».

Уже есть примеры, когда искусственный интеллект превосходит человека в пилотировании. В Цюрихском университете в Швейцарии устроили гонку: два опытных оператора против алгоритма, вычисляющего оптимальную траекторию полета. В итоге многолетний стаж проиграл точным расчетам компьютера, который привел дрон к финишу быстрее на целых полсекунды.

Для гонок, где все решают порой сотые доли, это оглушительный успех. Тем не менее алгоритм-то все-таки написали люди. Может быть, именно таково будущее этой профессии — самое тесное сотрудничество техники и человека.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также