Серия аварий и катастроф: США грозит повторение судьбы СССР

01.04.2023, 17:40

Видео программы «Центральное телевидение»

Американская компания Xcel Energy остановила атомную электростанцию в штате Миннесота из-за уже второго случая утечки радиоактивных веществ. Там же пришлось эвакуировать жителей города, рядом с которым сошел с рельсов и загорелся железнодорожный состав с этанолом. Ранее похожий случай произошел в штате Северная Дакота, где загорелся поезд с нефтепродуктами. А самая серьезная авария на железной дороге случилась в штате Огайо, где с рельсов сошли десятки вагонов с токсичными химическими веществами.

В штате Миннесота, где сошел с рельсов перевозивший этанол состав, вагоны горели весь следующий день. Похожие аварии произошли в Северной Дакоте и Калифорнии. 55 вагонов с железной рудой и два локомотива сошли с рельсов в районе национального заповедника Мохаве.

Самая запомнившаяся железнодорожная катастрофа произошла в штате Огайо. Винилхлорид, бутилакрилат, изобутилен, производные бензола — и это только часть химического букета. После февральской аварии все это разлетелось на 200 километров, попало в реку, отравило рыб, и тысячи американцев теперь уверены, что они тоже отравлены.

Авария произошла из-за неполадок с осью одного из вагонов, однако другие ЧП на нее не повесить, и министру транспорта США Питу Буддиджичу ничего не остается, кроме как заглянуть в статистику.

Пит Буддиджич, министр транспорта США: «В год происходит примерно 1000 случаев схода поездов с рельсов, все это указывает нам на необходимость продолжать повышать планку безопасности на железнодорожном транспорте».

В Индии аварии на железной дороге случаются в пять раз реже.

Джереми Кузмаров, историк: «Я сомневаюсь, что что-то подобное происходило раньше, но сейчас мы наблюдаем то, чего следовало ожидать, потому что за последние десятилетия правительство совершенно запустило эти отрасли инфраструктуры. Железные дороги стали строить в годы Гражданской войны. Тогда Штатам удалось превзойти европейские страны по объемам производства, и железные дороги сыграли в этом ключевую роль».

Настолько, что за них готовы были убивать. Железнодорожный бум в США во второй половине XIX века был мощнее, чем золотая лихорадка. Спустя полтора века все совсем по-другому: дельцы и власти отказываются вкладывать деньги в разрушающуюся инфраструктуру, а те, кто про это слишком много знает, вынуждены молчать. Одно из скандальных отровений появилось только сейчас, спустя семь лет, и не в американской прессе, а в британской — в The Guardian: рассказ бывшей сцепщицы компании Union Pacific Стефани Гриффин, которой начальник запрещал отправлять в ремонт сломанные вагоны. Вся система грузовых железнодорожных перевозок в США состоит из частных компаний. Из-за попыток добиться роста прибыли на плечи меньшего числа сотрудников ложится больший объем работы, ведь количество вагонов постоянно увеличивают.

И проблемы не только на железных дорогах. В городе Монтичелло, штат Миннесота, на атомной электростанции второй раз за последние месяцы происходит утечка радиоактивной воды. При этом владельцы АЭС пытаются продлить лицензию на эксплуатацию станции еще на 20 лет. Компания подала заявку задолго до обнародования факта об утечке.

Тренд на продление лицензий для энергоблоков, которым уже больше 40 лет, задала еще администрация Дональда Трампа. А в Штатах таких «предпенсионных» энергоблоков уже больше половины.

Стивен Шорк, экономист: «США были первыми, кто стал развивать ядерную энергетику. Мы были первыми. Поэтому, мы, конечно, имеем самую старую инфраструктуру. Построить новую АЭС стоит больших денег. А политическая обстановка не позволяет быть уверенным в том, что эти инвестиции окупятся».

Дело Трампа продолжает Байден. Вот, что говорит сам президент в Северной Каролине в рамках его тура «Инвестиции в Америку».

Джо Байден, президент США: «Мы собираемся запустить цепочку поставок, создавая будущее с чистой энергетикой, сделанной в Америке».

Даже при том, что атомную энергетику недавно признали чистой, из двух триллионов долларов, которые раздает Байден, ей достанется всего 6 миллиардов. Примерно столько же сейчас стоит половинка авианосца.

Стивен Шорк: «У нас был доступ к самой дешевой энергии, нам завидовали все промышленные страны. Сейчас все это перевернуто с ног на голову. АЭС — лучший выбор для чистой среды, но люди, продвигающие зеленую повестку, выбирают другие, более модные и более грязные источники».

Железные дороги фигурируют в конце основного списка отраслей, которым президент выделит деньги, на них потратят в пять раз меньше, чем на инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями.

Стивен Шорк: «Это политическая игра популистов. Переход полностью на зеленую экономику невозможен, но это ведь модное мышление среди молодежи. Они думают, что делают что-то хорошее. Частично так оно и есть. Но они также вредят будущему с социальной и экономической точек зрения».

Неужели ключевой фактор, от которого зависит внимание властей и финансирование — это попадает ли отрасль в тренд?

А пока Джо Байден, его жена Джил и вице-президент Камала Харрис развозят триллионы тем, кто следует моде, бывшая помощница министра финансов Моника Кроули пытается донести: доллар в нескольких шагах от того, чтобы перестать быть валютой номер один.

Моника Кроули, бывшая помощница министра финансов США: «Мы злоупотребляли этой привилегией, проводя безрассудную денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику на протяжении многих лет, особенно за последние пару лет, что действительно привело к девальвации доллара».

Джереми Кузмаров: «Американская экономика пропитана чудовищным неравенством, уровень инфляции запредельный. Рейтинговые агентства ставят инфраструктуре США „тройку с минусом“ или „двойку“, или даже „единицу“».

Все происходящее очень похоже на диагноз, ведь крупнейшая политическая катастрофа ХХ века — развал СССР — тоже сопровождался целой серией разрушительных аварий и катастроф. Впрочем, крушение, как показывает история, — это то, к чему рано или поздно приходит любая империя.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также