Петербург готовится громко отметить 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова

31.03.2023, 18:54

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В эту субботу сочинения великого русского композитора будут звучать повсюду, в том числе и в Главном штабе.

Рахманиновская вариация на тему Корелли стала путеводной звездой для Эдуарда Кипрского и вывела его на сцену Мариинки. Несколько лет назад прима-балерина Юлия Махалина предложила произведение для балета, и пианист начал включать сочинение в каждый концерт, а в юбилейные дни представил премьеру своей трактовки уже в качестве композитора.

Эдуард Кипрский, композитор, пианист Мариинского театра: «Каждый раз я находил какие-то краски, и всё чаще и чаще эта музыка расцветала у меня в оркестровой палитре. Я слышал какое-то оркестровое звучание и в какой-то момент я просто не мог не положить это на оркестр».

Эта музыка свела Дениса Мацуева со звездой мирового кинонебосклона. После гастрольного выступления в Лас-Вегасе пианист неожиданно получил букет от Элизабет Тейлор. Самое знаменитое произведение композитора вызвало у кинодивы ностальгию: в фильме «Рапсодия» актриса влюблялась в юношу, играющего «Второй концерт» Рахманинова.

В советском кино Сергей Васильевич точно также волнует главную героиню фильма «Весна на Заречной улице», слушающую «Второй концерт» по радио. Написанный на стыке веков он прозвучал как набат для всего XX столетия.

Недаром американцы признали Рахманинова, который, кстати, никогда не сочинял для кино, главным композитором, повлиявшим на музыку золотого периода Голливуда. Да, впрочем, на рок и поп-культуру тоже: в западных синглах русские корни узнаются, несмотря на современную аранжировку. Без Рахманинова не обходились ни концерты Deep Purple, ни суперхит Селин Дион «All by myself».

Второй концерт поразил Фабио Мастранджело еще в детстве и повлиял на выбор профессии. Итальянец дирижировал любимое произведение в России и на Западе около полусотни раз.

Фабио Мастранджело, дирижер, художественный руководитель петербургского музыкального театра им. Шаляпина: «Надо сказать, что он очень страдал по жизни. Его обвиняли, что он пишет музыку другого века. Мне кажется, что это беспочвенные обвинения: Рахманинов писал музыку, которая была у него внутри, а сам он был очень прогрессивным композитором».

Сергей Стадлер, главный дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербурга: «Современники говорили, что от выступлений Рахманинова плавилось всё вокруг. В своей жизни он точно сжег свечку с трех концов — как феноменальный дирижер, великий композитор и первый пианист мира».

Павел Рыжков

Читайте также