Плюсы и минусы транспортной реформы в Петербурге

31.03.2023, 18:29

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В городе исполняется ровно год транспортной реформе, стартовавшей 1 апреля 2022-го. Тогда лазурные муниципальные автобусы полностью заменили коммерческие, появились десятки новых маршрутов. Жители новых районов наиболее сильно ощутили на себе отмену маленьких и быстрых маршруток. Убрать с дорог такой небезопасный коммерческий транспорт и было одной из главных задач. Корреспондент НТВ выясняла, всё ли удалось сделать.

Это не была любовь с первого взгляда. Встреча петербуржцев с лазурными автобусами случилась год назад. Горожан к свиданию готовили. Новый транспорт расхваливали на все лады. Молодой, на любой вкус и размер. К экологии подготовлен осознано, с ним легко вести общий бюджет, но придется забыть про наличные. А главное — всегда знаешь, где он и когда приедет. Однако после нескольких месяцев отношений некоторых до сих пор бросает в жар.

Из жалобы пассажирки автобуса: «Маршрут автобуса №281. Автобусы ездят медленно, рывками, так, что трудно удержаться на ногах. Но больше всего раздражает так называемая система климат-контроль. Автобусы отапливают так, будто ты находишься не в салоне автобуса, а в финской сауне! В бегущей строке рисуется, что климат в салоне +17. Сегодня специально измерила температуру в салоне комнатным термометром — плюс 26 градусов!»

Сотрудники комитета по транспорту весь этот год, словно психологи, выслушивали жалобы обеих сторон. Вмешивались в конфликты. Всё можно исправить, говорили они. И за 12 месяцев сделали это тысячу раз. Меняли расписание, маршруты, выводили дополнительные автобусы на рейсы, переносили и строили новые остановки, учили водителей. Необучаемых вносили в черный список. Доступ к нему сегодня есть у всех перевозчиков.

Валентин Енокаев, председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга: «Если водитель, например, некачественно, недобросовестно работает в одном предприятии, то там такого нет, что он переходит в другое и с чистой репутации начинает. Это не так. Если водитель попал в ДТП по своей вине, даже без пострадавших и мы видим, что его нарушение нужно взять под контроль, то он не сможет уйти с предприятия, попасть в другое».

Результат такого подхода: количество ДТП с участием автобусов снизилось на 20 процентов. Статистику ведет ГИБДД. Система штрафов у каждого перевозчика своя, конечно, стимулирует водителей ездить аккуратно, соблюдать маршрут и расписание. Жалобы на эти параметры, особенно с конкретными примерами, в профильном комитете не игнорируют. Ежедневно ведомство анализирует информацию, чтобы принять решение, которое позволит сохранить пару «пассажир-автобус». Здесь ориентируются не на эмоции, а на математические расчеты.

Отношение между петербуржцами и городским транспортом изучают и в Высшей школе менеджмента. Каждый год проводят опрос населения в Интернете. Сейчас на вопросы ответили около 500 человек. И среди них есть те, кто вспоминает маршрутки с нежностью.

Сказав нет случайным остановкам, в городе построили около 300 новых павильонов. Правда, на некоторых дорогах еще нужно догадаться, где стоит ждать, чтобы дождаться. А чиновники между тем обещают: в этом году 200 остановок оснастят видеокамерами для безопасности и для корректировки маршрутов.

Обещали петербуржцам и «умные» остановки, но суперспособностями павильоны так и не наделили. Некоторые сегодня и вовсе выглядят сиротливо, без информационных карт, расписанные графити, и как будто никому не нужные.

Дарья Криволапова

Читайте также