Великобритания не хочет возращать украденные у Греции античные артефакты

26.03.2023, 16:10

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Фрагменты Парфенона, возвращенные Ватиканом, воссоединились с памятником в Афинах. Вернуть похищенные мраморные украшения древнего храма требуют также от Лондона. Но там следовать примеру Ватикана не спешат.

Три головы — коня, мальчика и мужа — возвращает Ватикан Афинам. Конь тянул колесницу богини Афины на западном фронтоне храма Парфенон. Мальчик вместе с другими мраморными греками участвовал в праздничном шествии на фризе. Бородатый муж сражался с кентаврами на южном фронтоне. Памятник мировой архитектуры, храм Парфенон, изрядно разрушенный и разграбленный во время упадка Афин, восстанавливается.

Ирина Коробьина, профессор МАРХИ, председатель Российского комитета международной ассоциации по возвращению мрамора Парфенона: «Нужно относиться к этим памятникам как к святыне. А святыню нельзя разламывать на части. Из святыни нельзя выламывать фрагменты и вывозить их в какие-то другие места. Это осквернение».

Три головы с языческого храма глава Римской католической церкви передал главе церкви греческой православной. В Риме скульптуры находились более ста лет. После такого подарка все головы повернулись в сторону Британского музея в Лондоне: там хранится гораздо больше мраморных фрагментов греческих коней, быков, юношей и дев, украшавших древний храм. Премьер-министр Риши Сунак повторил то, что говорил и Борис Джонсон, и успела сказать за два месяца без одного года на посту даже Лиз Трасс: не отдадим.

Ирина Коробьина: «Демонстрировать позицию неприятия и противопоставлять себя всему культурному миру — это провинциально, это звучало как-то с имперскими амбициями».

160-метровый фриз с храма Парфенон — особо цельное и гармоничное произведение, где все фигуры следуют одна за другой в праздничном шествии. Прекрасные юноши и девушки с подношениями идут к богине Афине. Но теперь им до Афины — две с лишним тысячи миль через два моря. Лорд Элгин, посол Британии в Османской империи, под игом которой 500 лет находилась Греция, вывез скульптуры с разрешения турок. Вот так в любые времена утрата независимости приводит любую страну к разграблению сокровищ и уничтожению истории.

Показательно, что в Британском музее эти скульптуры называют не Фидиевыми, по имени главного создателя скульптур храма в V веке до нашей эры, а по имени члена палаты лордов Элгина, который эти скульптуры не поставил, а наоборот, снял со стен древнего храма в начале XIX века. Уникальный случай: когда произведения искусства носят имя не художника, а, по выражению Джорджа Байрона, варвара и вора.

Комитеты, борющиеся за возвращение мрамора Парфенона из Британского музея в Афины, есть в 25 странах. То есть на Британский музей, открыто и опосредованно, через такие действия, как возвращение мрамора Ватиканом, постоянно оказывается давление не только Грецией. ЮНЕСКО тщетно призывала Британию вернуть сокровища.

Таффарелло Гудвин, Британская ассоциация по возвращению мрамора Парфенона: «Это просто демонстрация Британией силы. И каждый день мы видим примеры того, как Британия поучает другие страны, но прежде чем поучать других, нужно сделать так, чтобы и про Британию не говорили, что она просто пользуется, где может, грубой силой. При этом Британия ослабевает в международных отношениях. Повторяет дурацкие ошибки, которые показывают, что она не может научиться нормально общаться с другими странами».

Основные аргументы против возвращения сокровищ у британцев такие: первое — страны, откуда они были вывезены, и сегодня не в состоянии должным образом хранить эти артефакты; второе — Британский музей — лучшее в мире место для ознакомления с мировой историей. Эти два пункта давно оспорены. Греция в состоянии, а музей, построенный в Афинах рядом с древним храмом для хранения этих скульптур, не хуже Британского.

Остается третий пункт, и эта причина — самая главная. Боязнь, что если начнут что-то отдавать, то придется отдать все. Над странами, требующими от Британии реституций и репараций, никогда не заходит солнце. Греция при активной поддержке России освободилась от ига и провозгласила независимость в 1832 году, через 20 лет после того, как англичане освободили Парфенон от архитектурных украшений. Но вернуть мрамор свободной стране Лондон и не подумал. Так мрамор Элгина, помимо памятника мировой архитектуры, для многих стал памятником грабительской колониальной политики Британии.

Читайте также