Детские книги со спецэффектами: не вредят ли обучению ароматы и движения персонажей

31.03.2023, 10:00

Видео программы «Чудо техники»

Все родители пытаются найти способ заставить детей читать и жалуются, что статичным по своей природе книгам трудно выдерживать конкуренцию с движущимися картинками на экранах планшетов и смартфонов, куда можно еще и тыкать. Производители книг сдаваться не готовы и предлагают необычные новинки.

В коллекции книжного блогера Анны Терёхиной литературы очень много. После рождения сына Ромы 4 с половиной года назад Анна стала замечать, сколько продается ярких, интересных детских книжек, да так увлеклась, что начала скупать их десятками, чтобы привить мальчику любовь к чтению и не пропустить необычные новинки.

Анна Терёхина, блогер, книжный эксперт: «Я сбилась со счета после 2000 книг, потом я просто перестала их считать».

В современных книгах персонажи могут двигаться, картинки источают ароматы, а страницы буквально разговаривают с читателями. Все это, как уверяют создатели, помогает включить разные каналы восприятия информации — зрение, слух, осязание и обоняние, способно увлечь ребенка и помочь ему познавать мир. Работает ли замысел?

Перед детьми в возрасте 3–5 лет разложили несколько книжек про животных, каждая со своей особенностью. Внимательно все рассмотрев, понюхав, послушав и потрогав, все дети без исключения выбрали те книжки, где персонажи двигаются при помощи рычажков или без них.

Марина Сухорукова, семейный психолог: «Здесь подкрепляются разные каналы, кинестетический, когда я трогаю, ощущаю; аудиальный, когда мама комментирует; и визуальный, когда мы наблюдаем».

Но не происходит ли перебора с развлечением? Насколько хорошо усваивается материал при такой визуальной нагрузке? Лёша Колесников учится в четвертом классе, особых проблем у него в школе нет, но запомнить правила русского языка ему сложновато. Что будет, если на две недели подключить книгу с картинками?

Есть мнение, что многие дети, помимо того, что они читают, еще запоминают именно визуальные образы. Сам Лёша говорит, что с картинками разбираться стало проще, к тому же книжка рассчитана на весь курс начальной школы. Это удобно, когда нужно, например, освежить в памяти что-то базовое.

Лёша Колесников: «Когда словарный диктант писали, все тут слова, которые мы проходим сейчас, я все их запоминал и потом хорошо написал».

Но все не так просто. Эксперты уверены: чем старше ребенок, тем меньше картинок должно становиться в книгах. Как говорит исследование ученых из Университета Карнеги — Меллона, при избытке иллюстраций внимание детей слишком переключается туда, мешая пониманию все более сложного повествования. Но пока малыши только учатся читать, изображения нужны.

Поначалу, конечно, текст будут читать родители. И их присутствие очень важно, ведь именно через взрослых ребенок воспринимает мир, учится отличать формы, размеры и развивает воображение. Здесь способны помочь не только картинки, но и сюрпризы, как, например, театр теней, с которым можно устроить дома целое представление. В наборе есть сказка, но если дать волю фантазии, то можно дополнить историю или придумать свою. Оценил затею актер детских шоу Александр Никонов, который на работе развлекает целый зал маленьких зрителей.

Александр Никонов, актер: «Любим читать на ночь. Не спим, читаем по восемь сказок. Я как актер еще пытаюсь почитать там каким-то голосом специальным, чтобы было интереснее».

Выключается свет, ставится фонарик, в комнате появляется настоящий театр, в котором маленькая слушательница Ника — главная актриса. Ее тень даже похожа на Дюймовочку. Кажется, такое развлечение вполне может украсить семейный вечер.

Александр Никонов: «Да мне самому было интересно за этим всем наблюдать, творить вот это чудо, то есть ребенка можно поместить прямо внутрь сказки. Можно и озвучивать персонажей, и тут же разговаривать с ребенком, какую-то доносить ему информацию через сказку».

Вовлечь ребенка в сказку пробуют и разработчики аудиокниг. Отец четырехлетней дочки Лиды Саша Цыганков установил такое приложение на телефон. Здесь надо заполнить небольшую анкету про ребенка, чтобы программа потом использовала эти данные в сказке, например, называла по имени. Иногда, правда, возникали технические неполадки, программа подвисала. Все-таки с настоящими книжками такого не произойдет.

Эксперты сходятся во мнении, что для запоминания информации бумага лучше, чем экран, а исследователи из Мичиганского университета выяснили, что ребенок больше контактирует с родителем именно при чтении с не электронных носителей. Так что разнообразие детских книжек — это хорошо, оно и приучает читать, и помогает учиться, и укрепляет семью. Моменты совместной активности бесценны, и книга тут — очень неплохой объединитель.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также