В Мариинский театр вернулась «Дочь фараона»

24.03.2023, 19:48

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня в Мариинском театре премьера. Здесь восстановили первый полномасштабный балет Мариуса Петипа «Дочь фараона». Его мечтали станцевать все примы императорских театров. На сцене балет с успехом шел 66 лет. Тем не менее последние почти 100 лет его в репертуаре не было. И вот итальянский хореограф Тони Канделоро реконструировал яркий спектакль.

Если бы создатели фильмов о «Мумии» смогли увидеть балет Мариуса Петипа, сюжет был бы гораздо богаче. В либретто, созданному по опусу Готье «Роман Мумии», археолог лорд Вильсон благодаря восточному снадобью переносится из Египта XIX века в древнюю Гизу и превращается в храброго египтянина Таору.

Так в сознании исследователя оживают мумии Аспиччии (дочери фараона), царя Египта и всех подданных. Но вот чтобы воскресить старинный балет потребовалось не меньше усилий, чем в расшифровке египетских иероглифов.

Нехарактерные движения для того классического балета сегодня смог расшифровать в хореографических записях Тони Канделоро. Тексты балета Петипа в открытом доступе, но вот не каждый реконструктор за них возьмется. Итальянский исследователь русского балетного наследия вышел на связь с Мариинским театром, узнав, что готовится постановка.

Тони Канделоро, хореограф-реконстуктор (Италия): «Петипа видел эволюцию развития балета тех же итальянских трупп, когда он бывал в театре „Ла Скала“ и когда он появился здесь и увидел, как работает итальянский балет. Все эти знания помогли поставить такие балеты, как „Спящая красавица“ и „Лебединое озеро“».

Это был первый многоактный балет Петипа, за который в благодарность от императорского двора хореограф получает звание балетмейстера Мариинки. «Дочь фараона» становится самым популярным балетом своего времени.

Пирамиды, пальмы и сфинкс на сцене точно такие же, какими их видела публика времен Петипа. Египетская экзотика украшала петербургскую сцену, начиная с 1862 года. То есть впервые балет был поставлен еще в Большом Каменном театре. Позднее, переехав напротив в Мариинский, пережил революцию и продержался почти до конца НЭПа.

Для парада 500 костюмов, задействованных в постановке, потребовались усилия не только художников, но и технологов. Хотя одеяния древних египтян создавались по мотивам эскизов и фотографий, аутентичные материалы стали проблемой при сложных па.
Весь балет построен на огромном количестве движений в мелкой технике. И всей этой виртуозности еще до вагановской школы от танцовщиков добивался хореограф-реконструктор Канделоро.

Исполнители главных партий вместе с кордебалетом словно сошли с египетских настенных росписей, повторяя характерные позы древних обитателей долины Нила. И в этой экзотике древнего мира можно разглядеть построения и четкие линии будущих гениальных шедевров Петипа. Вместе с «Дочерью фараона» в Мариинке воскресили единственный балет из 300, написанных композитором Цезарем Пуни.

Павел Рыжков

Читайте также