Светить и не раздражать: гигантские медиафасады меняют облик Москвы

24.03.2023, 18:31

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Одной из особенностей новых жилых кварталов Москвы являются медиафасады. На них транслируют рекламные и развлекательные видео, анонсы городских мероприятий, социальные ролики. Архитекторы стараются гармонично вписать телеэкраны в любую среду, однако жители не всегда остаются довольны. Некоторые жалуются, что дисплеи светят слишком ярко и мешают спать, а слишком агрессивная реклама отвлекает водителей. За уровнем освещения и скоростью смены изображений внимательно следят коммунальные службы.

Какой должна быть реклама смартфона, чтобы ее точно заметили? Как минимум большой — такой как на медиафасаде на здании Гидропроекта в Москве. Этот медиафасад — один из крупнейших в Европе, его площадь — почти 4 тысячи квадратных метров. Контент на дисплее хорошо видно на расстоянии до двух километров, при этом прозрачная конструкция отлично пропускает свет в офисные помещения бизнес-центра. Экран участвует в знаковых событиях Москвы. К примеру, во время сочинской Олимпиады приобщиться к победам наших спортсменов смогли миллионы жителей и гостей города.

Один из самых необычных медиафасадов столицы размещен на Останкинской телебашне. Ее столб украшают два экрана цилиндрической формы, один из которых сейчас отключен на время модернизации. Обещают, что после окончания работ башня станет еще эффектнее.

В последнее время все большую популярность получают медиафасады в формате 3D, с помощью которых картинка как бы оживает. Но чтобы увидеть эффект, смотреть нужно с определенного ракурса. На площади перед Московским зоопарком есть специальная метка, указывающая на точку, откуда виртуальный амурский тигр смотрится как живой.

Андрей Ионов, руководитель отдела информационных технологий Московского зоопарка: «За созданием этих роликов стоит целая команда зоологов, программистов, аниматоров. Зоологи следят за тем, чтобы движения животных были адаптированы к природной среде обитания, программисты работают над тем, чтобы это было не мультяшное изображение, а такое, как в живой природе».

В начале 1970-х на месте медиафасада на Новом Арбате (тогда — проспекте Калинина) была глухая стена, которая сильно портила внешний облик пешеходного пространства. Советские ученые решили проблему созданием первого в мире уличного цветного видеоэкрана. С его помощью не только показывали рекламу, но и транслировали концерты, телепередачи и даже проводили космические телемосты. Он получил название ЭЛИН — электронный информатор — и навсегда изменил не только мир наружной рекламы, но и внешний вид городов. Современный медиафасад на этом месте установили пару лет назад. ЭЛИН отключили еще в 2012 году, когда в Москве ужесточили требования к размещению наружной рекламы. Уличный дисплей должен гармонично дополнять городское пространство, а контент — не раздражать окружающих.

Василий Захаров, первый заместитель генерального директора госучреждения Москвы «Городская реклама и информация»: «В темное время суток запрещена трансляция динамических изображений, запрещена трансляция изображений на белом фоне, не допускается частая смена кадров. И [существуют] многие другие требования».

Новый Арбат — одна из самых ярких улиц города. Если вместе сложить все медифасады, получится около 15 тысяч квадратных метров — два футбольных поля.

Василий Захаров: «Благодаря динамическим медиаэкранам, благодаря ярким вывескам архитектурной подсветки, огням бесконечно движущихся по Новому Арбату автомобилей возникает тот самый неповторимый образ Москвы, которая никогда не спит».

За тем, чтобы метафора о всегда бодрствующей Москве не превратилась в реальную боль москвичей, следят городские службы. Мобильная лаборатория Моссвета с помощью яркометра отслеживает уровень освещенности столицы. Подобным образом отрабатывают и жалобы.

Александр Гузеватов, начальник отдела эксплуатации и технического развития архитектурно-художественной подсветки и иллюминации ГУП «Мосвет»: «При одобрении жильца мы сделаем замеры прямо в окнах того жителя, которому мешает эта освещенность, для того, чтобы понять, насколько там идет превышение. В любом случае мы доводим до того, что яркость мы снижаем, или добиваемся того, чтобы отключили установку или изменили график ее работы».

На практике отключение случается редко, ведь службы контроля включаются в работу еще на этапе проектирования световых конструкций, что позволяет избежать неприятных сюрпризов и грамотно вписать светодиоды в городскую архитектуру.

Глеб Дудкин

Читайте также