От «Красной стрелы» до «Сапсана»: как за 100 лет изменилась Октябрьская железная дорога

21.03.2023, 19:12

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Октябрьская железная дорога готовится отметить вековой юбилей. Первые почти 70 лет существования она называлась Николаевской железной дорогой и была единственной в России поездной магистралью общегосударственного значения и одной из первых в мире двухпутных.

В 1923 году советское государство прощается не только со старым названием дороги: отныне все по-другому. В имперском прошлом остается разделение по классам, теперь пассажиры равны и в пути — всем без исключения предлагают пересесть в вагоны третьего класса. В убранстве нет цветных металлов, дорогостоящих материалов, стены покрыты досками, есть вентиляция. В некоторых вагонах даже можно курить: везде установлены плевательницы. Правда, нового строят мало и приходится переделывать то, что осталось от царской эпохи.

I Мировая и Гражданская войны оставили след и на железнодорожных путях. Советское правительство в первую очередь восстанавливает участок между Петербургом и Москвой. В 1931 году на дорогу влетает «Красная стрела», из Петербурга до Москвы она идет 9 часов 45 минут. В ней у каждого свое место и оно спальное — прежде никогда такого не было. Правда, билеты обычному советскому гражданину на нее не купить: среди пассажиров в основном дипломаты и известные люди.

Павел Дунаев, начальник научно-просветительского отдела музея железных дорог России: «Мы создали поезд, который по своим аналогам не уступает европейским, но он у нас, так сказать, для красоты: не будет же обычный советский труженик пользоваться поездом, чуждым ему по классовому духу ценностей».

Время бежит, и поезда набирают скорость. В 60-х годах между Петербургом и Москвой начинают курсировать дневные экспрессы, но пассажиру в дороге придется скоротать 6 часов 20 минут. Спустя еще 5 лет появляется «Аврора», и путь сокращается на час. В 1984-м торжественно запускают ЭР200, который из Петербурга до Москвы домчит за 4,5 часа.

Спустя 100 лет после переименования участок Петербург — Москва по-прежнему главный. К нему и требования повышенные и по инфраструктуре, и по комфорту. Среди пассажиров «Сапсана» почти всегда есть специалисты по диагностике, чтобы вагончик тронулся, а перрон остался, и пассажиры даже не заметили, как поезд набирает 250 километров в час.

Первый поезд, который полтора века назад вышел из Петербурга, добирался до Москвы почти сутки. Сегодня Октябрьская железная дорога пытается обогнать время: «Сапсан» уже разгонялся до 275 километров в час. Впрочем, некоторые вопросы закольцевались, и магистраль вернулась к тому, от чего так настойчиво пыталась отказаться советская власть — от разделения вагонов на типы: купе, плацкарт, СВ.

Дарья Криволапова

Читайте также