Потеря репутации и доверия: что привело к краху банка Credit Suisse

21.03.2023, 10:31

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Акции швейцарского банка Credit Suisse подешевели в понедельник сразу вдвое: акционеры просто не верят, что продажа учреждения конкурентам поможет спасти его от краха. Как замечают эксперты, кредит доверия к Credit Suisse, как и к другим финансовым институтам Старого Света, был подорван еще раньше, причем руками самих же европейских финансистов.

Впервые после глобального финансового кризиса 2008 года произошла денежная интервенция в дела банка такого масштаба и уровня, как швейцарский Credit Suisse. Второму по величине банку Швейцарии протянул руку помощи первый — банк UBS — и спас от банкротства. Протянул руку, как водится в банковских отношениях, не просто так. Первый второго поглотил за 3,2 миллиарда долларов. На фоне убытков Credit Suisse это скромная сумма. Сделал это UBS по просьбе швейцарского правительства. С облегчением вздохнули, возможно, ненадолго, не только в Швейцарии.

Карин Келлер-Саттер, министр финансов Швейцарии: «Банкротство Credit Suisse привело бы к огромному ущербу на швейцарском финансовом рынке, а также на международном уровне. Поэтому мы были на связи с коллегами из Великобритании и США. И они безмерно благодарны нам за это решение, потому что очень боялись банкротства Credit Suisse со всеми вытекающими последствиями».

Credit Suisse начинал в середине XIX века, как говорится, за здравие, вкладываясь и получая большую прибыль от развития промышленности, электрификации и железной дороги в только что объединившейся из разрозненных кантонов федеративной Швейцарии. В XX век банк продолжил рост и расширил сферу деятельности, но был замаран обвинением в сотрудничестве с фашистской Германией, покупке и хранении нацистского золота. Этот скандал удалось замять при помощи миллиардной выплаты в фонд жертв холокоста, а также разделом бремени вины с прочими швейцарскими банками. В XXI веке банк вступал в необдуманные финансовые связи и снова расплачивался за это.

Сюзанна Стритер, старший аналитик по инвестициям и рынкам Hargreaves Lansdown: «Я думаю, что мы должны быть готовы к новым плохим банковским новостям. Это немного похоже на игру „Ударь крота“: как только вы решаете одну проблему, как из-под земли рядом вылезает другая. Только это игра в глобальной банковской системе».

В отличие от швейцарского сыра, швейцарские банки должны быть без дырок. А тут за большими проколами следовали малые — ругались топ-менеджеры, менялось руководство, клиентам помогали уйти от налогов, но уйти недалеко, махинации вскрывались, возникала очередная дыра в репутации.

Рейтинг банка был понижен, убытки свели на нет прибыль за десятилетие, котировки акций упали. Так у банка Credit Suisse кончился главный кредит — кредит доверия клиентов, причем не только клиентов швейцарских, а мировых. Во втором полугодии 2022 года клиенты, как сговорившись, пошли и сняли 100 миллиардов долларов. На минувшей неделе, по сведениям Financial Times, они снимали около 10 миллиардов долларов в день.

Крупнейший банк Швейцарии попыталось спасти государство. Credit Suisse был выписан кредит — более 50 миллиардов долларов. Этой суммы хватило, чтобы продержаться три дня. Затем на помощь, весь в белом, прискакал банк UBS и купил Credit Suisse вместе с его громким именем и не менее громкими проблемами. Причем первый оценил второго невысоко: изначально предложенная для выкупа сумма в 2 миллиарда долларов была равна лишь стоимости недвижимости банка. Никого эта финансовая интервенция в рамках одного государства особо не успокоил, акции банков и фондовые рынки в Европе и Азии упали.

Основные рынки во Франкфурте и Париже упали примерно на 0,7%, при этом такие банки, как немецкий Deutsche Bank, потеряли 7%, а французский Societe Generale — 5%. Европейская экономика чувствует себя так себе, comme ci, comme ça, как говорят во франкоязычной части Швейцарии, или so lala, как говорят в немецкой.

Деловая активность снижается, инфляция растет. Банки как финансовые посредники все это пропускают через себя. А швейцарские банки изначально строили бизнес на управлении международным частным капиталом. Но они же ввели ограничения по операциям по счетам клиентов на миллиарды долларов, в том числе русскоговорящих клиентов, и даже тех, кто ни разу не находится ни под какими санкциями. Таким образом, на фоне всех проблем в банке потеряли последнее, на чем могли еще держаться, — кредит доверия клиентов.

Связанные новости

Читайте также