Лапа помощи: как собаки-терапевты помогают детям справляться с эмоциями

17.03.2023, 18:45

Видеосюжет: Вера Данилиди
Видео программы «Сегодня в Москве»

С начала учебного года столичные психологи провели больше 600 занятий с собаками для маленьких москвичей с особенностями развития. Бесплатные встречи проходят в Городском психолого-педагогическом центре на Дмитровском шоссе. Там собаки-терапевты учат детей с проблемами адаптации взаимодействовать со сверстниками, открыто выражать свои эмоции и находить новых друзей. Метод лечения не традиционный, но работающий.

Пампуша, несмотря на свою игривую кличку, занимается серьезными делами. Охотничий ретривер участвует в занятиях по канистерапии — это лечение и реабилитация детей с помощью животных. Выдерживать нагрузки на занятиях сначала было непросто. Но после восьми лет практики собака, можно сказать, стала настоящим профессионалом.

Екатерина Вятохо, педагог-психолог: «Она встраивается, она понимает, когда ей нужно, может, немножко отойти и передохнуть, а когда ей, наоборот, нужно включиться в какую-то игру или задание. То есть она сейчас стала опытнее что ли».

Стать пушистым терапевтом может не каждая собака. Профпригодность зависит не от породы, а от склада характера. Все это проверяют кинологи. А потом в программе — еще и специальные курсы дрессировки. По итогу хозяину питомца даже выдают специальное удостоверение.

Ирина Калёнова, педагог-психолог: «Это право подтверждает, что собака прошла аттестацию, что она пригодна, что у нее, может быть, есть какие-либо ограничения, то есть у этой собаки ограничения конкретно по количеству часов участия в конкретно нашем методе».

Например, австралийская овчарка Мая может работать не больше шести часов в неделю, ведь время должно оставаться и на простые собачьи радости. Особое удовольствие — это прогулки с коллегами по цеху, когда можно поиграть, потянуть колечко, перетяжку.

Канистерапию педагоги-психологи проводят как дополнительный метод к основной терапии. Причем эффективны занятия как при серьезных диагнозах, таких как детский церебральный паралич, аутизм, сердечно-сосудистые заболевания, так и просто в качестве социальной адаптации детей.

Во время занятия на самом деле видно, что собаки на работе. Они максимально сосредоточены и ждут команду, которая может быть самой неожиданной. Например, стать грустной. Через грусть животного ребенок может понять чувства сверстника. Собака здесь служит своего рода мостиком между людьми. Занятия — это не про погладить собаку, а, например, про то, как друг с другом нужно дружить. И если в обычной жизни ребенку сложно сконцентрироваться или удержать внимание, то здесь с этим проблем не возникает. Отвлечься от пушистого терапевта просто невозможно.

Столичные специалисты проводят такие занятия бесплатно в Городском психолого-педагогическом центре. Эта программа рассчитана на год. За 36 занятий проработать стараются все аспекты личности.

Юлия Фролова, педагог-психолог: «Если мы говорим про эмоционально-волевую сферу, то это произвольность, умение удерживать себя в рамках занятий или упражнений. Умение контролировать себя, умение дифференцировать собственные эмоции и состояния, состояния и эмоции других людей».

Ряды московских специалистов скоро пополнятся, психологов этому методу обучают здесь же — в центре. А детям попасть на занятия можно, минуя медиков: важен не диагноз, а симптом. 10-летний Семён, например, не всегда может справиться со своими эмоциями. А занятия дают хороший эффект. По словам мамы мальчика, после общения с собакой он становится достаточно веселым, спокойным, уравновешенным.

Самое главное — уходить домой от таких терапевтов никто не хочет. По словам психологов, канистерапия — это, конечно, не революция в методах реабилитации, но серьезный инструмент, который приводит к нужному результату намного быстрее.

Вера Данилиди

Читайте также