Шоковая терапия для опытных водителей: в ПДД внесли больше 40 изменений

04.03.2023, 12:26

Видео программы «Главная дорога»

Нарушая ПДД, водители рискуют машиной, деньгами, свободой, здоровьем или жизнью. Этой весной правила снова поменялись.

С 1 марта вступили в силу изменения в правила дорожного движения. В том, что ошибки будут, можно не сомневаться: изменение правил разрушает само понятие правил.

Татьяна Кочетова, клинический психолог, доцент кафедры: «То, что меняется постоянно, перестает быть правилом. А раз это перестает быть правилом, то как это можно соблюдать?»

Правила меняют потому, что хотят как лучше. Только дорожные правила игры меняют прямо во время игры, а движение продолжается.

Отмена ловушки

Было: «Зона действия знаков может быть уменьшена: для знаков 3.27 — 3.30 установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 — с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки».

Стало: «Зона действия знаков может быть уменьшена: для знаков 3.27 — 3.30 установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2, а также установкой знака 5.29 или 6.4».

Приятная новость в том, что действие знаков, запрещающих стоянку и остановку, теперь отменяется знаком «парковка». До 1 марта встречались абсурдные ситуации, когда водитель оставил машину на официальной парковке и получил штраф, а то и эвакуацию. Теперь ловушку устранили.

Секция особого внимания

Было: «Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции».

Стало: «Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам».

Самое безобидное и неопасное для водителей изменение — белые секции на светофоре, которые предупреждают, что за поворотом пешеходный переход. В Санкт-Петербурге давно так ездят. Главное — убедиться, что пешеходов нет. В случае ошибки водитель максимум постесняется повернуть на переход, когда там горит пешеходный зеленый.

Необитаемые островки

Было: «12.4. Остановка запрещается: на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев; на железнодорожных переездах, в туннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении; на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси); в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан); на полосе для велосипедистов».

Стало: «12.4 Остановка запрещается: <…> на островках направляющих и островках безопасности».

Нарушая эти поправки в правила, водитель рискует получить серьезный штраф. Остановился на островке безопасности — плати.

Синие линии

Было: «Разметка 1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка».

Стало: «Разметка 1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка или зону парковки. Разметка синего цвета обозначает, что зона парковки используется на платной основе».

Не заметил синюю разметку или знак платной парковки без дополнительной таблички — плати. Знаки и таблички теперь можно совмещать.

Внимание на табло

Было: «14.6 Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Стало: 14.6 Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло „Внимание, пассажир!“», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир».

Не заметил световое табло «внимание, пассажир» — плати. Водители и раньше были обязаны уступать пассажирам, если остановка расположена посреди проезжей части. Только теперь, даже если никого нет, а табло горит, поедешь — заплатишь.

Крест-накрест

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличииразметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

Внесли в правила и новую пунктирную разметку диагональных пешеходных переходов, которые позволяют легально переходить улицу наискосок.

Сергей Назаров, руководитель дирекции организации дорожного движения ГКУ ЦОДД правительства Москвы: «Чтобы сцепление на перекрестке было лучше, в новых ПДД применена особая пунктирная разметка. Она гораздо более лаконична и занимает меньше пространства на пешеходном переходе».

Но переходить наискосок можно лишь при работающих светофорах.

Круговое движение

Было: «13.11(1) При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

Стало: «13.11(1) При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

Правила проезда кругового перекрестка тоже сформулировали по-новому. Опять.

Дмитрий Митрошин, начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России: «Многие полагали, что правило, согласно которому круг всегда главный, оно абсолютное, так сказать, универсальное и не предполагает ситуаций, когда круг может быть не главным. На самом деле даже из той нормы, в той редакции этого не следовало. Тем не менее факты неправильного понимания, в том числе среди участников дорожного движения, имели место».

Для тех, кто не понял, как было и как стало, уточняем, что все по-прежнему. Если есть знаки приоритета, надо ехать по знакам, а если нет, то круг всегда главный.

Сергей Цыганков, автоинструктор, популярный блогер: «Какая-то часть водителей будет знать об изменениях, а какая-то часть водителей не будет знать об изменениях. В результате, с этим будут большие проблемы, путаница. И естественно, это все приведет к заторам и ДТП».

Если водитель въедет на круг, ничего не соображая, начнется игра на реакцию. Подъезжая к кругу, будьте готовы, что кто-то испугается и, может, внезапно встанет перед вами колом, поэтому не торопитесь.

Все выпуски программы «Главная дорога».