Выставка «Первые моторы России» открылась на ВДНХ

03.03.2023, 18:14

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

Новая выставка об истории отечественного автомобильного транспорта открылась в Музее Гаража особого назначения ФСО на ВДНХ.

В Музее Гаража особого назначения на ВДНХ открылась выставка «Первые моторы России». Она посвящена истории отечественного автомобильного транспорта.

Первые автомобили на электричестве появились еще в середине XIX века. На такой ездила императрица Мария Фёдоровна, мать Николая II.

Максим Карташев, старший научный сотрудник Политехнического музея: «До начала движения человек садился за руль, который имеет вид рычага, его называли „бычий хвост“. Специалист проверял, чтобы машина стояла на нейтральной передаче, брал ключ, вставлял его в гнездо. Цепь машины замыкалась, после этого человек включал первую передачу, а машина начинала движение на первой передаче».

Выставка в Гараже особого назначения на ВДНХ посвящена выставке 1913 года. Последняя довоенная и передовая по тем временам экспозиция собрала более 300 автомобилей начала ХХ века.

Илья Сорокин, куратор выставки: «На выставках очень часто показывались шасси без кузова и без мотора. Владелец заказывал определенное шасси, выбирал тип мотора, которое на него поставит, а в отдельном ателье выбирал красели, то есть кузов».

Моду на автомобили в то время задавали французы. Местами она была откровенно странной. Россия не отставала в моде. К началу XX века в стране было более 12 тысяч машин. Самая богатая коллекция была, конечно, у императора. Развивался и свой автопром.

Уникальный экспонат — автомобиль «Руссо-Балт», сделанный в Российской империи в 1910–1911 годах. Даже по тем временам не самая мощная машина — всего 20 лошадиных сил. Из особенностей — руль справа, так как в начале ХХ века единого стандарта не было, каждый производитель выбирал сам. Всего на заводе в Риге было выпущено около 150 машин, а сохранился лишь один экземпляр.

Культура вождения в начале ХХ века сильно отличалась от современной. Например, ремни безопасности тогда считались чем-то лишним. Чтобы пассажиры не скользили по салону, производители нашли другой способ.

Никита Розанов, завкафедрой «Дизайн средств транспорта» МГХПА имени Строганова: «Кто-то догадался салон обивать кожей настоящей с ноги страуса, она такая бородавчатая. И эти бородавочки исполняли роль тормоза, чтоб не вылететь».

Миниатюрный автомобиль Renault Baby отец Александра Хлупова купил еще до войны, но ездил мало. Машина долгое время стояла без дела в гараже. В 1960-х ее реставрировали: двигатель и шасси остались родными, а вот корпус поставили новый. Этот автомобиль — настоящая кинозвезда. В его карьере более 10 фильмов.

Александр Хлупов, владелец ретроавтомобиля: «Первый раз мы снимались на нем в 1962 году. Это был фильм „Схватка“, где мне пришлось играть роль шофера, который возил Баумана».

На выставке представлено девять машин, девять мотоциклов и семь моторов. Посмотреть автомобили, а в некоторые еще и сесть, можно будет до октября этого года.

Нахид Бабаев

Читайте также