«Билетная мафия» заработала почти 10 млн на сайтах-двойниках Большого театра и Мариинки

03.03.2023, 13:50

Видео программы «ЧП»

Так называемое дело «билетной мафии» начинают слушать в московском суде. В числе пострадавших оказались Большой и Малый театры, а также Мариинка. Следователи считают, что несколько бизнесменов создали преступную группировку, в которую входили дизайнеры, программисты, рекламщики и специалисты по продвижению. Продвигали они собственные сайты-клоны, которые дублировали настоящие театральные сайты.

Инициатором уголовного дела стало руководство петербургского Мариинского театра, которое в своем заявлении в правоохранительные органы обратило внимание на то обстоятельство, что продолжительное время билеты на спектакли театра активно продаются через сайты-клоны по значительно завышенным ценам. Нелегальные порталы активно продвигались поисковыми программами и при запросах покупателей стояли гораздо выше, чем официальный сайт театра. Эти действия неизвестных практически парализовали официальные интернет-продажи.

Основателями «билетной мафии» стали Андрей Хартанюк и Алексей Куринов. Оба они начинали с небольшого бизнеса по продаже билетов на спортивные и культурно-развлекательные мероприятия. В какой-то момент Хартанюк решил резко увеличить свои доходы и придумал криминальный способ обогащения. Партнеры собрали огромный по меркам таких криминальных схем коллектив из программистов, дизайнеров, пиар-менеджеров, которые продвигали нелегальную сеть. А офис они сняли буквально в сотне метров от здания, в котором находится ГУ МВД по Москве.

Активными участниками группы в это время, по версии следствия, стали также предприниматель Юлия Чарыкова, владелец фирм «Евротикетс», «Тикет маркет» и «Офис-групп» Виталий Гашаков и гендиректор компании «Без нас никак» Яна Тагина. Также к бизнесу подключалась и мать Андрея Хартанюка Ирина Хартанюк.

Роли среди участников группы распределились так: мать Хартанюка занималась подбором и регистрацией юрлиц и ИП, через которые шла продажа билетов, Виталий Гашаков подбирал помещения для колл-центров, программистов и курьеров, Яна Тагина руководила работой колл-центров, набирала операторов, распределяла заявки по билетам и следила, чтобы с них удаляли настоящую цену. А Юлия Чарыкова была помощницей Андрея Хартанюка и координировала работу участников группы.

Нелегальный бизнес просуществовал три года, а его технология была отработана до мелочей. Сначала создавались несколько сайтов-двойников выбранного театра, в наименованиях которых использовались официальные названия учреждений. Затем рекламщики «билетной мафии» добивались, чтобы при запросах пользователей именно сайты-двойники появлялись первыми в ответах поисковых систем. Дополнительно приток клиентов обеспечивали и колл-центры. Результаты были настолько хороши, что онлайн-продажи с официальных сайтов пострадавших театров практически прекратились.

Виталий Гашаков признал вину, заключил досудебное соглашение и выступит свидетелем обвинения во время процесса. Лишь Андрей Хартанюк и его мать находятся в международном розыске.

Совокупный ущерб от незаконного использования товарных знаков театров следствие оценило более чем в 9,1 млн руб. Однако потерпевшие подали иски к подсудимым более чем на 130 млн руб., только Мариинка и консерватория потребовали по 50 млн.

Читайте также