Пасеки выходят на новый уровень: как суровые башкирские пчелы делают правильный мед

26.02.2023, 08:38

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

На новый уровень выходит даже такая, казалось бы, консервативная сфера сельского хозяйства, как пчеловодство. В Башкирии производством меда отныне занимаются на основе генетики, чтобы буквально правильные пчелы давали правильный мед.

Килограмм самого дорогого меда в России стоит 6 тысяч рублей. Он дорог не только по прейскуранту. Мед для Башкирии больше, чем мед. Медовый оброк платили еще при Екатерине Великой. Сама же башкирская пчела гораздо старше.

Сергей Улюков, генеральный директор сети сувенирных магазинов: «Настоящий башкирский мед премиум-качества могут производить только настоящие башкирские пчелы, так называемые аборигены, которые здесь миллионы лет жили».

Сберечь жужжащих аборигенов взялись научные умы. При научном центре Российской академии наук открылась уникальная лаборатория генетики башкирской пчелы. Здесь находится уникальная коллекция — более 10 тысяч образцов. Самый большой в российский банк данных медоносной пчелы.

Про правильных и неправильных пчел уфимские ученые рассуждают, опираясь на известные образы, но по-научному серьезно. Здесь без преувеличения трудятся, как пчелки, препарируя и выделяя ДНК из грудных мышц.

Марат Хасанов, руководитель межрегионального центра «Алтын Солок»: «Винни Пух вообще сказал гениальную фразу, что правильные пчелы делают правильный мед. Она немножко другая — правильные пчелы делают правильный мед».

Это работа мирового масштаба. Среднерусская порода, она же темная лесная пчела, — единственный уцелевший дикий вид. Все остальные давно потеряли чистоту породы.

Марат Хасанов: «Уникальность в том, что это единственная дикая чистопородная популяция, сохранившаяся на территории континента».

Здесь говорят, что традиционный способ оценки — морфометрический — по внешним признакам несовершенный. Внешность пчелы может меняться, правильные гены нет.

Марат Хасанов: «Где-то хоботок может удлиниться, где-то еще что-то м быть. А геном неизменен».

В деревне Тау, что в сотне километров от Уфы, на генетику вся надежда. Раньше был пчелосовхоз, теперь каждый сам себе пчеловод. Чистоту породы здесь берегут, чтобы башкирская пчела с покупными чужаками не скрещивалась, иначе продуктивность падает. Хотя местная пчела — та еще барышня суровая. Зато какой мед!

Руслан Валиахметов, пасечник: «Есть небольшой минус у этой пчелы. У нее злобливость довольно высокая. Она себя больше уважает и не допускает таких моментов, чуть не так сделал — она будет тебя жалить».

В лаборатории говорят, что с помощью селекции можно вывести и более добрую пчелу. Новая лаборатория действительно международного масштаба, она способна дать документальное подтверждение чистоты породы, а это уже подтвержденный качественный мед и выход на рынки Азии и стран Персидского залива, на которые местные производители рвутся, как пчелы на мед.

Чистоту пчелиной породы поддержали на республиканском уровне. Весной власти планируют выдавать субсидии производителям меда на лабораторные анализы, закупку инвентаря и пчел, исключительно местных, чтобы правильные пчелы давали только правильный мед.

Читайте также