Превращение в зомби: смогут ли грибы поработить человечество

25.02.2023, 16:11

Видео программы «Центральное телевидение»

Люди теперь куда холоднее, чем раньше, причем в прямом смысле. Температура 36,6 раньше считалась нормальной для здорового человека. Теперь это уже не норма. Дело в том, что человечество стремительно холодеет. Если так пойдет и дальше, то некоторые данные в справочниках биологии придется менять. Эта новость встревожит поклонников нашумевшего сериала, в котором человечество сталкивается с врагом пострашнее, чем COVID-19, — хорошо известным науке грибом рода кордицепс, который, попав в мозг, превращает людей в зомби.

Все уже привыкли к тому, что 36,6 — это нормальная температура тела человека, но недавнее исследование доказывает, что это больше не так. Работа инфекциониста из Стэнфорда Джули Парсонне будоражит научный мир.

Джули Парсонне, член Американского общества клинических исследований: «Мы выяснили, какая температура считалась нормальной у ветеранов, которые участвовали в Гражданской войне США. Потом посмотрели на 60-е годы, там средняя температура оказалась ниже. Потом изучили современные показатели — 600 тысяч измерений в Стэнфорде. Мы пришли к выводу, что каждые 10 лет наша температура понижаются на 0,03 градуса».

За десятилетие, конечно, незначительно. Если верить американским ученым, за полтора века люди охладились больше чем на 0,5 градуса, теперь 36 гораздо ближе к норме, чем привычные нам 36,6.

В середине XIX века немецкий доктор Карл Вундерлих в течение 15 лет измерял температуру у жителей Лейпцига и определял золотой стандарт здорового человека. 37 градусов по Цельсию во рту, 36,6 — в подмышечной впадине. С тех пор благодаря именно этому эталону мы можем самостоятельно понять, здоровы мы или больны. Но что же делать теперь, когда авторитетные ученые приходят к выводу, что человечество «остывает»? Что с нами произошло за XX и XXI века, от чего в наших жилах буквально холодеет кровь?

Джули Парсонне: «Мы едим более здоровую пищу, которая вызывает меньше воспалений, меньше людей курит. Еще в середине XIX века нужно было много трудиться».

Пётр Василенко, физиотерапевт, кандидат медицинских наук: «Мы стали больше времени проводить не на открытом воздухе, а в помещении, на работе, работа связана большей частью с помещением, а не с улицей, поэтому нам не надо поддерживать высокую температуру нашей оболочки».

Что произойдет с нашим организмом, если его охладить еще сильнее? История Анны Богенхольм подтверждает, что человек уже сейчас способен выживать даже при экстремально низкой температуре собственного тела.

Анна Богенхольм: «Я никогда раньше не слышала ни о ком, чья температура тела опускалась так низко и чье сердце останавливалось почти на три часа, как у меня».

Анна Богенхольм из Швеции каталась на лыжах и угодила в горный ручей, где над ней тут же сомкнулся лед. Когда через полтора часа ее вытащили из ловушки, температура ее тела была меньше 14 градусов.

Мэдс Гилберт, профессор Университетской больницы Северной Норвегии: «Она выглядела мертвой, совершенно мертвой. Она была белой, пепельно-белой, восково-белой, мокрой, с расширенными зрачками и полным отсутствием признаков жизни на кардиограмме».

Анна Богенхольм: «Мне кажется, что я являюсь живым доказательством того, что все возможно».

Но разве клетки по той же причине не разрушаются медленнее? Не является ли понижение температуры тела ключевой причиной того, что люди стали стареть не так быстро, как еще век назад?

Но все-таки рисков у такого «глобального похолодания», кажется, больше. Ученые из Мичиганского университета провели опыты на мышах, предварительно стерилизовав половине кишечник антибиотиками. Температура грызунов, которых лишили микрофлоры (полезных бактерий), оказалась ниже. Она даже не среагировала на инфекцию.

Джули Парсонне: «Мы лечимся лекарствами, которых у людей раньше не было».

Лечимся в том числе и антибиотиками. Неужели это тоже одна из причин падения наших градусов, вместе с которыми ослабевает и температурный щит?

Дмитрий Тихомиров, миколог: «Вот это все споры. Грибы когда-нибудь, конечно, могут захватить весь мир, и я даже не знаю, удастся ли нам от этого спастись».

Дмитрий Тихомиров — известный популяризатор всего, что связано с грибами. Но темой разговора стали не боровики и подосиновики, а кордицепс. Это китайский гриб, который умет заражать муравьев и буквально превращать их в зомби.

Дмитрий Тихомиров: «Спора находит своего муравья, прорастает в него и с помощью химических реакций приказывает мышцам муравья ползти на высокую ветку над муравейником. Дальше через какое-то время из муравья уже мертвого и съеденного грибом прорастает плодовое тело и спорами засевает весь муравейник».

Именно этот гриб — главное зло в нашумевшем сериале «Одни из нас». Там он превращает в зомби не насекомых, а людей. Почему такого не происходит в жизни? Потому что он не живет при температуре выше 33 градусов. Но ведь и у нас уже не 36,6.

Энн Прингл, профессор ботаники и бактериологии Университета Висконсин — Мэдисон: «Существует очень интересная гипотеза: почему температура тела человека такая, какая есть. Хороший вопрос. Она держится такой, потому что это подходящая температура, чтобы справляться с грибковой инфекцией. Если температура человека меняется, то, вероятно, это скажется и на том, как мы будем взаимодействовать с грибами».

Как уверяет миколог Энн Прингл, грибы сейчас прекрасно адаптируются к климатическим изменениям. Именно она раскусила одного из самых ядовитых — бледную поганку, которая в Соединенных Штатах даже отказались от традиционного размножения, выбрав что-то среднее между однополым и клонированием.

Энн Прингл: «Теперь этот гриб распространяется по Калифорнии, хотя изначально его тут не было. Я бы сказала, что мы не понимаем до конца, что происходит на самом деле».

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также