В Москве начали продавать самодельные апартаменты в подвалах

18.02.2023, 16:18

Видео программы «Центральное телевидение»

Порог входа на рынок столичного жилья, как утверждают эксперты по недвижимости, опустился до немыслимых полутора миллионов рублей. Речь, конечно же, не об аренде, а о покупке, и въехать в такое помещение можно практически сразу. Но дьявол кроется в деталях. Дело в том, что самое доступное столичное жилье — это самодельные апартаменты в подвалах и полуподвалах. Кто и зачем продвигает на рынок эти довольно доступные, но при этом очень сомнительные, в том числе и с точки зрения безопасности, площади?

В Москве всего в паре кварталов от ВДНХ стоит с виду новый ЖК. Но на самом деле это старое отремонтированное здание бывшего строительного института. Говорят, что это хорошее кирпичное строение, все коммуникации заменены. В продаже якобы осталось всего четыре квартиры, остальные уже проданы. Съемочная группа НТВ под видом покупателей отправилась на просмотр квадратных метров, которые, как может многим показаться, отдают почти даром. Цены в рекламном буклете начинались от полутора миллионов, но, как выяснилось, это всего лишь маркетинговый ход, то есть банальная замануха.

Все квартиры в подвале за 4,5 миллиона с окнами-бойницами уже проданы, остались только на первом этаже. Цоколь, собственный вход с улицы, 26 квадратных метров за 6 миллионов 186 тысяч рублей. За такие деньги можно взять однушку в Подмосковье, но здесь, скорее, продают не метры, а место. Прописки и регистрации здесь нет — это, согласно выписке ЕГРН, вторичка нежилая. Если бы это был жилой фонд, цена за метр была бы другая. Коммунальные платежи обещают не больше, чем за стандартную однушку. В среднем 30 квадратов, коммуналка — порядка 7–8 тысяч.

Заместитель директора управления инвентаризации движимого и недвижимого имущества Петербурга Евгения Михайлова удивляется: неужели квартирный вопрос настолько испортил москвичей?

Евгения Михайлова, заместитель директора ГБУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» Санкт-Петербурга: «Студия в подземной части. Ну, то есть предлагается даже в подвал заселиться уже, да? Отлично!»

Широко распространенные в царской и советской России такие квартиры, казалось, давно пропали с рынка российских городов, говоря казенным языком, как несоответствующие современным нормам проживания. Зоя Виноградова вместе с японским шпицем Мишкой уже 10 лет живет под крышей, почти как Карлсон.

Зоя Виноградова: «Кровать, здесь же кухня, окно в крыше».

Мансарды когда-то давно придумали во Франции. И это было жилье для бедных. Мансарду в 18 квадратных метров в центре Петербурга пенсионерка купила всего за один миллион восемьсот тысяч рублей.

Зоя Виноградова: «Мне здесь душно. Я все время открываю окно».

Да, крыша, особенно в летнее время, сильно нагревается, но ведь можно поставить кондиционер. А вот из плюсов то, что это не апартаменты. Чердак имеет статус жилой квартиры, здесь можно прописаться. В основном такие объекты в туристическом Петербурге покупают в инвестиционных целях.

Зоя Виноградова: «Хорошо снимать, конечно, людям. У нас постоянно живут две-три семьи. А так все снимают».

Совсем другое дело — апартаменты на цокольных этажах.

Евгения Михайлова: «Ну, просто люди, которые покупают это, они же понимают, что они покупают не квартиру, а что-то другое, не предназначенное для постоянного проживания. Проживание в нежилых помещениях законодательством не предусмотрено».

Получается, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета по строительству и жилищному коммунальному хозяйству Госдумы РФ: «Ну, конечно, какой-то статус этим помещениям нужно придать. Там действительно масса нерешенных вопросов, в том числе возможности там, как я говорила, оплаты жилищных и коммунальных услуг, в том числе, ну, какие-то другие вопросы».

Но почему застройщики, заявляя о новом тренде на строительном рынке, обратились к подземельям? Просто раньше эти помещения скупали, например, под магазины. Но все изменила пандемия.

Сергей Клинов, художник: «Под коммерцию это сложно продать, поэтому максимально используют пространство и метры».

Питерский художник Сергей Клинов присматривается к подвальной квартирке в районе Обводного канала.

Александр Голубев, риелтор: «Циркуляция воздуха. Как это все продумать в таком помещении — это отдельная наука».

Сергей пусть и художник, но совсем не герой романа Булгакова. Сейчас в подвальных апартаментах идет ремонт. Несмотря на низкую цену, это помещение продают по цене однушки. Скорее, покупатели выберут чердачный вариант. Под окнами парковка. Тут, кажется, не спасет никакая вентиляция. А еще сырость и непрошенные гости в виде крыс и мышей в тех самых зашитых коммуникациях. А если пожар или, например, прорвет трубу?

Свежа еще в памяти трагедия, произошедшая три года назад в Перми, в подвальном помещении, в котором размещалась мини-гостиница «Карамель». По соседству с хостелом прорвало отопительную трубу центральной магистрали, горячая вода хлынула в номера, пятеро постояльцев отеля, в том числе маленький ребенок, заживо сварились в кипятке.

В Германии русский эмигрант Владимир Кляр вместе с семьей живет в мансарде.

Владимир Кляр: «В уборной имеется тоже окно для более или менее вентиляции, потому что в таких квартирах имеются проблемы. Слишком большой распад между холодом и теплом. От этого, соответственно, получается конденсат, квартиры начинают просто цвести».

Аренда в месяц — всего 500 евро. Для Германии это очень дешево. В квартире, помимо окон, несколько выходов, в том числе и пожарный.

Владимир Кляр: «Если нет пожарного выхода, то, соответственно, разрешения на проживание в такого типа квартире ты не получишь».

В России апартаменты пока регламентируются как гостиницы — нежилые помещения с возможностью краткосрочного пребывания.

Светлана Разворотнева: «Никогда ни при каких обстоятельствах апартаменты у нас не станут жилыми помещениями. Возможно, это расстроит тех, кто купил в них, так сказать, жилье. Ну, думал, что купил жилье, поверил риелторам, поверил застройщикам, которые уверяли, что вот-вот, еще немножко, изменения в законодательство будут приняты. Я думаю, что этого не произойдет».

Получается, что жить там можно хоть в шалаше, и за это, наверное, даже никто не оштрафует. Живет же англичанка Лора Кларк в подвале в центре Лондона на месте бывшего общественного туалета. Всего год назад все было совсем по-другому. Чтобы вывезти почти 100 тонн бетона и мусора, было использовано девять самосвалов, потребовалось два дня, чтобы просто проломить дверной проем между женским и мужским туалетами. Лоре каким-то образом удалось создать более 500 квадратных футов пригодного для жилья пространства.

Лора Кларк, архитектор (Великобритания): «Так, я сохранила оригинальные плитки в качестве обратной связи».

Но это, как принято говорить, уже совсем другая история.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Связанные новости

Читайте также