Стабильность и романтика: как в «Газпроме» формируются трудовые династии

18.02.2023, 10:03

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

Свое 30-летие на этой неделе отметила компания «Газпром». За годы работы акционерное общество открыло сотни месторождений, внедрило новейшие технологии в энергетический сектор, обеспечило экологичным топливом миллионы россиян. Сотрудникам «Газпрома» приходится трудиться в суровых условиях, большинство месторождений находится в зоне вечной мерзлоты. Работники приезжают туда посменно, вахта может длиться до полугода. Тем не менее в компании формируются целые трудовые династии.

Когда в новостях слышишь «нашли новое месторождение» или «запустили газопровод», в голове сразу рисуется масштабная картина: десятки вышек, тысячи километров труб, миллионы кубометров голубого топлива. Но за каждым таким открытием — истории конкретных людей.

В Иркутске появилась династия газовиков. Сергей — руководитель группы по эксплуатации дожимных компрессорных станций и станций охлаждения газа. Если проще, он отвечает за оборудование, которое подготавливает добытый из-под земли газ для транспортировки по трубе. В Иркутск Сергей переехал в 2018 году, когда началось освоение Ковыктинского месторождения.

Сергей Чемиркин, руководитель группы по эксплуатации дожимных компрессорных станций и станций охлаждения газа компании «Газпром добыча Иркутск»: «Причина основная, наверное, это с нуля, скажем так, поучаствовать в разработке месторождения и доработать до ввода последней в очереди дожимной компрессорной станции».

Ковыктинское — одно из самых крупных месторождений углеводородов в Восточной Сибири. По оценкам специалистов, его извлекаемые запасы составляют почти два триллиона кубометров голубого топлива. Промышленная добыча газа здесь началась в декабре прошлого года. Из скважин газ поступает на установку комплексной подготовки газа, площадь которой составляет внушительные 80 гектаров. Здесь его очищают от механических примесей и воды, охлаждают, компримируют, отделяют от газа ценнейшее сырье — газовый конденсат. Дальше газ отправится в длинное путешествие по магистральному газопроводу. Исправное функционирование значительной части агрегатов установки комплексной подготовки газа и есть работа Сергея.

Сергей Чемиркин: «По мере отбора давление падает, далее этого давления уже не хватает для обеспечения полноценной подготовки газа очистки от мехпримесей и осушки, чтобы подавать подготовленный газ в магистральный газопровод. Чтобы компенсировать эту потерю давления, необходимо газ сжимать, то есть компремировать. Это происходит в газоперекачивающих агрегатах либо в компрессорных агрегатах, которые входят в состав дожимных компрессорных станций».

Проектная мощность Ковыктинского месторождения — 27 миллиардов кубических метров газа в год. Его газ поступает в магистральный газопровод «Сила Сибири». Протяженность участка газопровода «Сила Сибири» от Ковыкты до Чаяндинского месторождения в Якутии — 804 километра. Здесь работает младший брат Сергея — Александр.

Александр Чемиркин, машинист технологических компрессоров ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: «Брат рассказал мне, что будет такое уникальное месторождение осваиваться. Работа здесь производится вахтовым методом, много нового для меня оборудования, мне захотелось попробовать поработать здесь, узнать для себя что-то новое».

Чаяндинское месторождение наряду с Ковыктинским является ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири». По этой магистрали газ двух месторождений приходит в Амурскую область на Амурский газоперерабатывающий завод. Он предназначен для того, чтобы из богатого ценными компонентами газа производить дополнительную, востребованную во многих отраслях продукцию.

Чаяндинское месторождение так же, как и Ковыктинское, относится к категории уникальных — запасы газа здесь более 1 триллиона кубометров, а добыча планируется на уровне 25 миллиардов кубометров голубого топлива в год. И оборудование на Чаянде стоит отечественное. Например, агрегаты, на которых работает Александр, — пермского производства.

Александр Чемиркин: «Моя основная задача — газоперекачивающие агрегаты, правильная эксплуатация данного оборудования».

Климат здесь, мягко говоря, суровый. Во многом выручает то, что большая часть процессов автоматизирована и не требует непосредственного участия человека. Александр за основными показателями может следить из диспетчерской.

Условия работы на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, можно сказать, экстремальные. Зимой столбики термометра опускаются до минус 65 градусов. Еще одна особенность Чаяндинского месторождения — удаленность от цивилизации, до ближайшего населенного пункта десятки километров.

Александр Чемиркин: «У нас 12-часовой рабочий день. В вахту мы работаем 30 дней. Так как у нас непрерывный контроль, мы работаем посменно: 15 дней ночью, 15 дней — днем».

После работы в распоряжении сотрудников теннисный стол, бассейн, волейбольная площадка, тренажерный зал.

Александр Чемиркин: «С детства у меня уже это сложилось: и отец, и брат работали в этой же промышленности, поэтому когда я шел в университет учиться, хоть я учился в морском университете, у меня была практика, где я полгода был за границей, все равно я знал, что устроюсь куда-то в газовую промышленность».

Для Сергея работа в газовой отрасли тоже, можно сказать, история о сбывшейся детской мечте.

Сергей Чемиркин: «С детства отец брал меня с собой на работу. Тогда он работал машинистом технологических компрессоров. Когда он оставался, допустим, в смену один, ему нужна была помощь, в выходные дни он меня с собой частенько брал, я ему помогал снег чистить на станции».

На выбор сыновей повлияла работа Николая Егоровича. Он не уговаривал их стать газовиками, парни видели, чем занимается отец, и сами решили пойти по его стопам. Чемиркин-старший трудился на Урале, затем — на Кубани на компрессорной станции газопровода «Голубой поток», который по дну Черного моря идет в Турцию. Последние два года он на пенсии.

Собраться всем за одним столом удается нечасто, максимум два раза в год. В этот раз все совпало: Николай Егорович приехал в Иркутск, Александр с вахты полетел не домой, а к брату в гости, и Сергей не в командировке. В доме у Сергея есть и мужской клуб, там чаще всего и собираются газовики. Николай Егорович признается, что рад за детей.

Николай Чемиркин, газовик: «„Газпром“ — довольно солидная, серьезная организация, где очень много льгот и гарантий, помогают работникам. Можно развиваться, добиваться каких-то результатов, было бы желание у человека. Допустим, меня никто не толкал не проталкивал, через 6 лет из машиниста 3-го разряда я стал начальником компрессорной станции».

Но дело не только в стабильности и возможностях.

Сергей Чемиркин: «Я бы еще добавил сюда романтику этих таежных трассовых поселков. Песня есть такая: а я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги. То есть это тоже в чем-то привлекает».

Так получилось, что семья Чемиркиных связала свою жизнь с двумя грандиозными газовыми проектами XXI века: отец на западе России работал на «Голубом потоке», сыновья сейчас — на «Силе Сибири» — на востоке нашей страны.

Читайте также