Фондохранилище Эрмитажа открыло потайные двери в честь юбилея

15.02.2023, 22:51

Видеосюжет: Лана Конокотина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне представили кухню творческой лаборатории: как сотрудники работают с западноевропейским изобразительным искусством.

Оживший стараниями музейных специалистов старинный механизм встречает посетителей и сообщает радостную весть: уникальному реставрационно-хранительскому центру в этом году исполняется 20 лет.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Сюда все приезжают учиться, смотреть, восхищаться, подражать. Сейчас уже много создано разных центров, которые что-то берут отсюда, потому что, его главная особенность — открытое хранение. Это громадная работа коллектива, всех служб, всех эрмитажников».

Не имеющий аналогов комплекс в Старой Деревне Михаил Пиотровский с любовью называет вторым Эрмитажем. Только здесь можно понять, чем на самом деле живет сокровищница мирового искусства, и увидеть поистине невероятные эксклюзивные вещи.

Григорий Ястребинский, хранитель фонда научных приборов и инструментов Государственного Эрмитажа: «Башенные часы обычно находятся либо на башнях, либо на высоких зданиях, и видны только их циферблаты. Такой случай, что башенный механизм находится в рабочем состоянии и еще находится на всеобщем обозрении в музее, уникальный».

Отреставрированные башенные часы — не единственный подарок. Доступным для широкой публики впервые стало хранилище западноевропейской живописи XVI-XX веков.

Скромные полотна не ожидали столь пристального внимания. В «дружной семье» почти полторы тысячи членов и лишь немногие до сего дня показывались зрителю. На передний план выставили самых смелых: «Похищение Европы», «Иоанн Креститель» и еще несколько работ не так давно получили бесценный опыт светской жизни. Они вернулись с популярных выставок, посвященных Дюреру и Рафаэлю.

Ирина Етоева, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Я специально поставила портрет, чтобы всех порадовать и оживить. Это портрет королевы Испании, который был заказан Екатериной II. Он висел в Чесменском дворце».

Проведать памятники западноевропейского искусства теперь можно дважды в месяц. Картины отдыхают в максимально комфортных условиях. У многих непростая судьба: плохое состояние здоровья, утраченное имя автора. К каждому резиденту здесь индивидуальный подход.

Мобильные стеллажи на рельсах, ящики, специальный стол для осмотра и ощущение полной безопасности. В Старой Деревне всё самое современное и совершенное: от систем пожаротушения и климатического контроля до приспособлений, с помощью которых передвигают экспонаты.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Здесь специально приходящие посетители с охраной смогут увидеть всю музейную кухню. Эти вещи тут берегут, хранят. Они ждут своей очереди быть отреставрированными, исследованными. После этого они ждут, когда их повезут на выставки».

Подобных волнующих и приятных сюрпризов еще будет много. Несмотря на то, что возраст РХЦ уже вполне взрослый, именинник по-прежнему продолжает активно развиваться и расти.

Лана Конокотина

Читайте также