Иранские машины Saipa: когда их ждать в России и сколько они могут стоить

16.02.2023, 18:50

Фото: Mehdi Marizad / farsnews.ir

Иранские автомобили марки Saipa могут появиться на российском рынке. Какого качества эти машины, сколько стоят и удастся ли им потеснить китайских конкурентов, рассказали эксперты.

Уже этим летом на российский авторынок могут поставить автомобили марки Saipa, которые производятся в Иране. Предварительно, планируют завезти три модели: хетчбэк Quik, седаны Saina и Shahin.

Saipa — один из двух национальных автопроизводителей в Иране, рассказал НТВ главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Второй — Iran Khodro. Вместе эти компании держат около 80% иранского авторынка. При этом Saipa — меньше и менее продвинутая.

Максим Кадаков: «Saipa делает и небольшие хетчбэки, и седаны, и приподнятые переднеприводные кроссоверы, как Renault Sandero Stepway или LADA XRAY. Такой как бы кроссовер. Машины эти не шибко продвинутые, а главное — там гремучая смесь между не лучшими технологическими решениями, материалами и сборкой».

Например, седан Shahin отличается странным сочетанием вариатора и турбомотора, отметил эксперт. При этом сам автомобиль, по мнению Кадакова, сделан «так себе». Размером он с LADA Granta и собран почти как «Гранта». Кроме того, для производства Shanin, как и некоторых других машин, иранцы «стырили» старую платформу Toyota. На ней два поколения назад выпускали Toyota Yaris.

Покупатели на иранский автопром найдутся, уверен Кадаков. Прошлым летом эксперт общался со специалистами из ИРИ, они рассказали, что на Saipa «могут сделать цену в районе 11–12 тыс. долларов». К этому надо прибавить стоимость доставки, сертификата, таможенные и налоговые расходы, гарантийные условия и многое другое. В результате ориентировочный ценник на авто этой линейки — не менее 19 тыс. долларов.

Максим Кадаков: «Но хочу заметить, что иранские производители — не китайцы, готовые инвестировать, работать на постепенный захват доли рынка, ждать в случае чего возврата денег. Иранцы хотят делать бизнес здесь и сейчас — привез, продал, получил деньги. Не уверен, что они готовы играть с инвестициями вдолгую. Чувствуется, что люди работают под санкциями, им важен сегодняшний день. Это я к тому, что можно сегодня купить „Сайпу“, а условно завтра, через пару лет, остаться без запчастей».

Эксперты аналитического агентства «Автостат», в свою очередь, отмечают, что Иран за десятилетия работы под санкциями сумел адаптировать свой автопром так, чтобы обеспечивать его запчастями. Россия в этом плане может перенять опыт иранских производителей, сказал в беседе с НТВ представитель агентства Азат Тимерханов. Он обратил внимание, что отечественные мастера уже работают с китайскими моделями, «лепят на них свои детали, выпуская под своим брендом».

Азат Тимерханов: «Иранский автопром отличает то, что все авто произведены на платформах иностранных марок, в первую очередь французских (Renault и Peugeot). Также в последнее время иранцы берут платформы у китайских производителей. Сейчас идет речь о том, что Saipa и, кстати, Hodro тоже попробуют зайти на наш рынок вновь. Мы с Ираном в одном окопе из-за санкций стали теснее сотрудничать и в автопроме. Для обеих стран это взаимовыгодное положение».

Иранские Saipa, по мнению собеседника НТВ, могут стать альтернативой ушедшим из России иномаркам. Последних в стране уже просто не осталось. Эксперт напомнил, что прошлой осенью Kia Rio, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo стоили в районе 1,5–2 млн руб. Иранские Saipa могут влиться в эту нишу и заменить эти популярные машины, правда, уступая им по качеству.

Азат Тимерханов: «Конкурентоспособность Saipa будет зависеть от цены. Пока что про нее ничего не известно. Я полагаю, что Saipa займет нишу между нашими традиционными авто типа Lada и китайскими. Действующий модельный ряд Lada — это миллион рублей. Плюс должно возобновиться производство Lada Vesta — это 1,2–1,5 млн руб. Все китайцы сейчас дороже 2 млн руб. Иранские авто будут в нише от 1,5 до 2 млн».

Иранские автопроизводители уже долгое время не могут зайти на рынок РФ, хотя объявляли о таких планах не раз. Сначала предполагалось, что их первые машины появятся у нас уже в конце 2022 года. Потом вопрос отложили на начало 2023-го. Теперь разговоры про весну и лето, хотя сертификация еще не пройдена, а это серьезный вопрос, отметил собеседник НТВ.

Азат Тимерханов: «Важно еще понять, как они зайдут на наш рынок. Это будет только импорт? Или они все же выберут производственную площадку у нас? Только после получения ответа на этот вопрос можно говорить, насколько они готовы долго работать у нас».

Saipa Quik — аналог универсала LADA Granta. Длина — 4005 мм, ширина — 1678 мм, высота — 1492 мм. Машина оснащена 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 87 л. с. и вариатором.

Saipa Saina — аналог седана LADA. Длина — 4215 мм, ширина — 1663 мм, высота — 1484 мм. Автомобиль оборудован 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 87 л. с. , который работает вместе с пятиступенчатой «механикой» или вариатором. Есть антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозных усилий (EBD), а также цифровая приборная панель, климат-контроль и парктроник.

Saipa Shahin построен на платформе Toyota B от Toyota Yaris второго поколения и оснащен 1,5-литровым бензиновым турбомотором мощностью 110 л. с. Вместе с ним работает пятиступенчатая «механика». Есть две подушки безопасности, бесключевой доступ с кнопкой запуска двигателя, мультимедийная система с 7-дюймовым дисплеем, камера заднего вида, парктроники, ABS и обогрев зеркал.

Читайте также