Экстремальные условия: как российские дипломаты работают в недружественных странах

10.02.2023, 11:35

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Продвигать объективную информацию о России в недружественных государствах дипломатам все сложнее. Бывшие партнеры не смущаются ни серьезных провокаций, ни мелких пакостей.

Сергей Лавров, поздравив с профессиональным праздником коллег, отдельно отметил тех, кто работает в загранточках в экстремальных условиях. В создании экстремальных условий для наших дипломатов отличились многие. В Европе особенно подметки рвут Польша с Британией.

Сергей Андреев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Польше: «Польша придерживается среди всех западных стран, недружественных для нас, самой жесткой, негативной конфронтационной линии и призывает союзников к тому, чтобы не идти ни на какие уступки России, добиваться нашего поражения, нашей капитуляции. Естественно, добиваться этого руками украинцев».

В Польше практически не осталось российского бизнеса. Разорвано сотрудничество в области энергетики. Отменяется российская культура. С сентября введен запрет на въезд в Польшу российских граждан по шенгенской визе с деловыми, культурными, туристическими целями. Исключения возможны на основаниях, которые поляки считают гуманитарными.

Сергей Андреев: «Причем к этим гуманитарным основаниям включены визы для противников российского режима. Вот их здесь принимают, они здесь свои сходки устраивали, где выдвигали разного рода идеи относительно вооруженной подрывной деятельности на территории России, что, в общем, можно рассматривать как призывы к террористическим актам».

Правящая партия и оппозиция в Польше соревнуются между собой, кто из них более антироссийский. Тем же занимается как провластная, так и оппозиционная пресса. Того, кто не вешает на Россию всех собак, отменяют и в академической, и в культурной сфере.

Сергей Андреев: «Появились новые поводы для того, чтобы подстегнуть страхи перед Россий, враждебность по отношению к России, и к тому же надежда на то, что наступило время для реванша за все прошлые обиды для окончательного решения российского вопроса, как здесь иногда говорят».

Польшу и Британию, несмотря на разный вклад в мировую историю и экономику, уравняло количество испускаемых в адрес России миазмов. И в Лондоне, и в Варшаве совершаются мелкие и крупные пакости со стороны властей, как отказ чинить лифт в нашем посольстве. Но подъем России ни полякам, ни британцам, ни кому-либо все равно не остановить.

Андрей Келин, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Великобритании: «Действительно, у нас есть трудности и со счетами, и с поступлением денег на различные нужды посольства. Фирмы отказываются работать, вплоть до того, что лифты не хотят чинить нам в посольстве. Можно затруднить работу посольства до такой степени, что она встанет. И если будет что-то, что совершенно будет неприемлемо для нас, то это немедленно отразится на деятельности британского посольства в Москве».

В Британии — замораживание российского бизнеса, культурных связей, падение торговли на 90 процентов, создание проблем для русской православной церкви. Хотя и без этих отменных мер по отмене России уровень познаний рядовых британцев о нашей стране был крайне убогим.

Андрей Келин: «Действительно, здесь ничего, кроме чернухи так называемой, о России давно ничего не пишут. Провели Олимпиаду — плохо. Провели ЧМ по футболу — плохо. Я когда с ними встречаюсь, говорю: вот вы поедете в Россию, Москву и увидите совсем другую страну, не такую, о которой рассказывают здесь у вас по телевидению».

По телевидению у них зато рассказывают, что вооружать Зеленского, чтобы поразить Россию — это хорошо. Его «гастроли» вызывают здесь большие овации, чем былые гастроли русских балерин.

Андрей Келин: «Но и результатов, мы проанализировали, — нет. Помимо возбуждения общественного мнения еще раз. Но я не знаю, сколько можно возбуждать общественное мнение. Это становится такой практикой, от которой трезвый наблюдатель быстро устанет».

В прежние годы в этот день в честь праздника в посольствах России проходили торжественные приемы. Приглашали местных политиков, журналистов. Те приходили, угощались, и свои претензии к России, если их и имели, уносили с собой домой. Сегодня такие приемы во враждебных странах наши дипломаты могут проводить только для своих.

В 1963 году, во времена холодной войны, в Лондон приехал балет Большого театра. В посольстве организовали прием: премьер-министр Британии Гарольд Макмиллан, советский министр культуры Екатерина Фурцева, прима-балерина Нина Тимофеева. Какие бы ни были внутренние противоречия, на архивном фото все общаются и улыбаются. Сейчас невозможно представить ни гастроли Большого в Лондон, ни визит в посольство Риши Сунака.

Елизавета Герсон

Читайте также