Задача со звездочкой: молодые ученые читают лекции в столичных школах

08.02.2023, 17:31

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве ко Дню науки запустили акцию «Учёные — в школы». Преподаватели и научные сотрудники вузов проводят для учеников лекции и мастер-классы.

В Москве с размахом отмечают День науки. По всему городу проходят мероприятия, приуроченные к празднику. Также в столице запустили акцию «Учёные — в школы». Преподаватели и научные сотрудники вузов встречаются с учащимися, проводят для них лекции и мастер-классы.

Доцент кафедры стекла и ситаллов Химико-технологического университета имени Менделеева Георгий Шахгильдян — участник акции. Он, как и его коллеги, старается на понятном языке рассказать детям о передовых исследованиях.

Георгий Шахгильдян: «Заинтересовать школьников можно уже с класса пятого или шестого, потому что они осознанно начинают воспринимать информацию. Наука — это не что-то очень далекое. Ученые, сидящие в своей башне из слоновой кости, в лабораториях, обычно довольно интересные люди, которые готовы давать возможности, открывать новые перспективы для исследований».

Школьная лекция для ученого — задача со звездочкой. Для начала нужно отказаться от сложных терминов, а затем запастись терпением. Врач-онколог Вячеслав Сипки знает, насколько сложно заинтересовать подростка биомедицинскими технологиями и регенеративной медициной.

Вячеслав Сипки: «Сам такой был — очень далек от науки. Но я все-таки сторонник того, что нужно проявлять интерес ко всему, с чего-то хотя бы начать, а уже твои кураторы смогут подсказать, дать направление. Где надо — добрым словом, а где — жесткими тисками».

Лекции инженера Натальи Калашник наполнены не только теорией, но и практикой. Девушка считает, что наглядный эксперимент — лучший способ усвоить даже самый сложный материал.

Наталья Калашник, инженер 1-й категории: «Фундаментальная наука — это замечательно, прекрасно, но только до определенного момента. Потому что прикладная наука — это то, что можно приложить, сразу увидеть, зачем. Это, наверное, для детей самое важное».

Задача усложняется кратно, если твоим слушателям нет и 10 лет. В таком случае иногда приходится прибегать к шуточным провокационным вопросам, которые гарантированно привлекут внимание даже самой юной аудитории.

Руслан Жостков, старший научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии: «Эти лекции доставляют мне удовольствие — видеть эти горящие глаза учеников, слушать вопросы, искать ответы, такие, чтобы и не наврать, и объяснить ребенку то, о чем он спрашивает».

Главная цель проекта — заинтересовать, вызвать живой интерес к науке. Сегодняшние школьники — завтра студенты, затем специалисты и профессионалы, которые будут определять будущий облик России.

Глеб Дудкин

Читайте также