Дополнительное освещение из космоса: что представлял собой космический эксперимент «Знамя»

07.02.2023, 12:14

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В эти дни в России отмечают 30-ю годовщину уникального космического эксперимента под названием «Знамя». В 1993 году впервые в истории человечества нашим специалистам удалось запустить на орбиту аппарат с солнечным парусом. Конструкция отработала в штатном режиме. Ученые сделали шаг к осуществлению давней мечты − преодолевать громадные расстояния в космосе с помощью звездного ветра.

В ночь на 4 февраля 1993 года в Центре управления полетами было очень многолюдно. Глаза и камеры были прикованы к экранам трансляции с орбиты. Проводимый тогда эксперимент не был похож ни на что уже увиденное в космосе. Подобно парусам кораблей земных, космические тоже надувал ветер, только солнечный. Сила его давления — всего один миллиграмм на один квадратный метр, она была опытным путем подтверждена еще в конце XIX века физиком Петром Лебедевым. Поймать это легкое дуновение света рассчитывала команда во главе Владимиром Сыромятниковым.

Владимир Сыромятников, в 1993 г. — руководитель проекта «Знамя», начальник отделения РКК «Энергия»: «Создать очень легкие и очень большие паруса, создать корабли очень маленькие, чтобы с этими парусами при таком маленьком давлении было заметное ускорение».

Макет и техническая документация были поданы на международный конкурс «Космическая регата». В честь 500-летия открытия Колумбом Америки должна была состояться гонка космических парусников к Марсу. Но к 1992 году из 8 стран лишь Россия смогла приблизиться к созданию такого аппарата. Прототип получил название «Знамя-2». Его точная копия не выставлялась в музеях. Это ее первое появление на публике за 30 лет. Аппарат вместе с парусами весил 40 килограммов. Сами паруса без нанесения рекламной краски — 4 килограмма.

Евгений Рябко, начальник отдела электромеханических систем РКК «Энергия»: «Все восемь крылышек открываются. В каждую катушку уложено полотнище. За счет центробежных сил выходит».

Но воспроизвести это на Земле невозможно. Даже когда аппарат уже был смонтирован на носу грузового «Прогресса», никто не знал, сработает или нет. Настал момент истины. Этот парус словно вернул былую романтику космоса. Но Сыромятников хоть и улыбался, не был удовлетворен результатом.

Олег Сапрыкин, генеральный директор «Консорциум „Космическая регата“»: «Он был недоволен, потому что парус ведь должен был работать, как зеркало, а по виду он был как помятая пленка».

Потребовалось еще долгих 6 лет, чтобы разработать систему натяжения паруса. Теперь уже 25-метровый парус должен был не только поймать солнечный свет, но и отправить солнечный зайчик — осветить Землю. Идея космического зеркала была в шаге от реализации. Можно освещать целые города в полярную ночь или создать круглосуточное освещение, например, в зоне поисков.

Александр Полещук: «Сутью того эксперимента был, конечно, следующий шаг. Если здесь это пятно, отражение двигалось с космической скоростью, то в том случае Падалка должен был в телеоператорном режиме управлять этим пятном, чтобы остановить его на каком-то одном месте. Это было очень уникально и интересно, то есть именно эксперимент пошел дальше и глубже, чтобы освещать определенные территории».

В планах уже был следующий проект — «Знамя-3».

Олег Сапрыкин: «Если у проекта „Знамя-2“ парус развертывался на 20 метров, то „Знамя-3“ — это парус диаметром 70 метров. Это высота 22–25 этажного дома. При этом свете можно было бы читать».

И вновь 4 февраля (все-таки любят люди космоса символику цифр), только 1999 года с Земли была отправлена команда на старт эксперимента «Знамя 2,5». И снова камеры ловят отблески паруса на мониторе ЦУПа, и голос, поясняющий, как должно раскрываться полотно, сбивается. Но полотно бьется о выступающую антенну системы «Курс» и через несколько секунд намертво застревает. Сыромятников хоть и улыбался, тяжело переживал неудачу.

Владимир Сыромятников: «Слишком много людей в этом деле участвуют. Оказалось, что где-то в одном месте не состыкована была программа».

Но от идеи солнечного паруса человечество не отказалось. Небольшие аппараты, созданные Японией и США, сейчас уже в космосе. У России есть бесценный опыт, который позволяет в короткий срок создать межпланетный парусник, если на него будет запрос.

Олег Сапрыкин: «Это единственные аппараты в космосе, которые могут передвигаться без расхода рабочего тела, мы можем путешествовать по Солнечной системе, можем улетать из Солнечной системы, не тратя не грамма топлива».

Читайте также