«Дизайн под грифом „секретно“»: на ВДНХ можно увидеть прототипы уникальных машин

02.02.2023, 18:30

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Музее Гаража особого назначения на ВДНХ открылась уникальная выставка «Дизайн под грифом „секретно“». Посетители увидят, на чем раньше ездили первые лица страны. Среди экспонатов — эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин, например первого советского лимузина.

Десятислойные стекла и броня в два сантиметра: говорят, безопаснее, чем в лимузине «Аурус», — только в танке. Свой внешний вид официальный автомобиль президента России получил в результате конкурса, на который было представлено 120 проектов. Разнообразие дизайнерских решений, как и все, что связано с конструкторской работой над главным автомобилем страны, было тщательно скрыто от посторонних глаз. Но теперь появилась уникальная возможность заглянуть в папку под грифом «секретно».

Илья Сорокин, куратор выставки, коллекционер: «Здесь находятся автомобили, которые нигде больше нельзя было бы увидеть, кроме как в Музее Гаража особого назначения. Мне до сих пор не верится, что с некоторых экспонатов сняли гриф секретности, потому что действительно прототип „Ауруса“ увидели многие люди. А до этого его видел только один человек, который посидел внутри, посмотрел вокруг его. Автомобиль понравился, и он сказал: „«Аурусу» быть“».

«Ленинград 1» — первый советский лимузин, выпущенный в 1933 году. Своеобразная атмосфера: кажется, до сих пахнет пролетариатом. Не считая некоторых нюансов, можно сказать, он идеально сохранился. Даже шторки работают. Под выпуск автомобилей высшего класса хотели перестроить тракторный завод. Но в дело вмешался лично Сталин, решив, что это будет нецелесообразно.

Никита Розанов, заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Российского художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова: «Там не было места, чтобы физически расположить линию сборки конвейера или даже цех организовать. А для выпуска такой продукции нужен свой цех, как это было на ЗИСе, на ЗИЛе».

Фантазии художников отечественного автопрома порой принимали очень необычные и даже причудливые формы. Полет творческой мысли безжалостно рушил конструкторский отдел, которому предстояло воплощать идеи в жизнь.

В 1988 году ЗИЛ выпустил два люксовых прототипа, которые отличались только деталями и цветом. Темный на заводе прозвали Мишей, а светлый — Раисой. В честь первой пары страны — Михаила Горбачёва и его супруги Раисы. Против нового модельного ряда сыграло само время. Началась перестройка, а с ней и борьба с привилегиями.

Илья Сорокин: «Очень долго работали над этой выставкой. В результате нам удалось собрать здесь все, чего не было и не могло бы быть. Потому что нереализованные проекты — они подлежат уничтожению. Пластилин, металл, бумага — все это прекрасно, к сожалению, утилизируется, переплавляется, и никто не хранил никогда несбывшиеся надежды. И это выставка несбывшихся надежд».

Ни одна из представленных дизайнерских идей тех лет не воплотилась в жизнь. Проблема многих проектов была в том, что они сильно опередили свое время. Точно так же работы молодых современных авторов выглядят весьма эпатажно и нереалистично. Все они как-будто из будущего. Кто знает, может, наши потомки оценят их по достоинству.

Глеб Дудкин

Читайте также