Титанический труд: масштабную картину Маковского отреставрируют к Масленице

31.01.2023, 20:05

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

В Петербурге продолжается реставрация шедевра русской живописи, за который Константин Маковский получил звание профессора Академии художеств. Это картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади». Сложную многофигурную композицию восстанавливают, используя как старинные подходы, так и новейшие технологии. Работа уникальная, поэтому студентов профильных вузов приглашают на мастер-классы. Реставрация стала возможна благодаря поддержке компании «Газпром», которая взялась финансировать сложный проект.

Медленно, мазок за мазком реставраторы удаляют старый лак. Краски меняются, свежеют и со стороны кажется, что это совсем другая картина, совсем другой Константин Маковский, не тот, которого мы привыкли видеть в постоянной коллекции Русского музея. Специалисты объясняют, что это не кажется. Действительно, так устроена живопись — незначительное изменение оттенка краски меняет восприятие пространства.

Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского Музея: «Этот желтый лак очень сближает планы, потому что желтое делает дальний план ближним или средним. Мы очень сильно ожидаем, что после нашей работы, после этого утоньшения лака, удаления этого желтого фильтра у нас возникнет здесь огромная глубина, мы ее почувствуем, мы ее увидим глазами».

По мере удаления искажающих цвет наслоений меняется цвет неба — от южного нефритового до северного синего, каким его написал художник. Труд кропотливый. Картина многослойна, толщина этих слоев измеряется микронами. И реставраторы Русского музея знают, как работать с каждым таким слоем, в какой добавить лака, а какой, наоборот, подсушить.

При реставрации картины используются самые современные технологии — микроскопы, современные химические составы. Но не только. Еще старинное ноу-хау — два утюга. Один — для нагрева. Второй — для охлаждения.

Главное — не забыть про раму. Непрофессионалы часто воспринимают ее как нечто постороннее и прикладное. На самом деле рама — часть произведения. Именно в этой раме картину привезли из Гатчины на самую первую экспозицию Русского музея. Оказалось, что она требует не меньше, а то и больше реставраторского труда, чем само полотно. В мастерской над рамой сутками колдуют девушки, вручную очищая ее от мельчайших вкраплений грязи, которые невозможно удались с помощью химии. И это только малая часть работы.

Ирина Веснина, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы службы реставрации музейных ценностей Русского музея: «Необходимо было провести склейки подвижных трещин, сквозных, отщепов. Где-то требовалось восполнение деревянной основы, укрепление золоченого грунта, укрепление мастичного декора, который во многих участках потерял связь с основой. Необходимо было удалить разнохарактерные загрязнения».

Труд, который будет вложен в реставрацию этой картины, можно назвать титаническим. Он стал возможен благодаря поддержке компании «Газпром». Произведение Маковского того стоит, не случайно именно за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств. Специалисты говорят, что это очень русская картина не только из-за самого сюжета, но и благодаря представленным на ней образам русских людей из самых разных социальных слоев. Фактически вся Россия изображена на этом полотне, а само настроение картины легкое и праздничное. Масленица все-таки.

Картину полностью решено отреставрировать в течение месяца. Как раз к празднику. Чтобы петербуржцы и гости города могли в деталях рассмотреть, как в Петербурге праздновали русскую Масленицу 150 лет назад.

Читайте также