Мир сокровищ и приключений: в Москве открылась выставка «Шлиман. Троя рядом»

31.01.2023, 18:33

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

Пушкинский музей приглашает москвичей окунуться в мир золота, приключений и сокровищ. Сегодня там открывается выставка «Шлиман. Троя рядом». Бизнесмен и археолог Генрих Шлиман стал невероятно популярным в конце XIX века, когда нашел на руинах Трои спрятанные клады, самый известный из которых — клад Приама — по имени легендарного троянского царя.

Древние топоры из коллекции «Золото Трои», раскопанной Генрихом Шлиманом, предстают в новом свете. Например, топор, на лезвии которого — тончайший орнамент, практически не видимый человеческому глазу, а на втулке — мельчайшие вкрапления золота. Эти детали ученые заметили только после установки в стеклянной капсуле галогеновых ламп. Случайное открытие в итоге привело к исследованию — первому в истории находок археолога и предпринимателя. Оно длилось два года: на специальном оборудовании изучили все 259 предметов из московского собрания.

Владимир Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: «На этом топоре действительно есть следы позолоты. То есть втулка была в древности позолочена. Но еще на двух других топорах, где мы ничего не видели глазами, приборы заметили точно такую же позолоту на втулках. Это снимает предположения врагов Шлимана, которые считали, что он был фальсификатором, что топоры были им заказаны современным резчикам. Это настоящие древние уникальные топоры».

Выставку «Шлиман. Троя рядом» приурочили к двухсотой годовщине со дня рождения археолога и 150-летию его величайшей находки. Казалось бы, осматривать коллекцию можно хоть каждый день — в постоянном собрании музея. Но под таким углом ее еще никто не видел. Наравне с учеными экспозицию впервые в истории музея готовили школьники и студенты — участники молодежной программы «Пушкинский.Youth». Им предложили пофантазировать на тему миров Шлимана. И ребята зафонтанировали идеями.

Лиза Загайная, соавтор выставки, участница программы «Пушкинский.Youth»: «Мы хотели устроить раскопки прямо в музее, чтобы каждый мог почувствовать себя археологом. Классно же! Но это что-то, что достаточно сложно. Во-первых, в том, чтобы реализовать, а во-вторых, в том, чтобы потом это делать с посетителями. Нас же много!»

Лиза — одна из авторов выставки. Она давно занималась искусствоведением в «Пушкинском.Youth» и поступила по этой специальности в Высшую школу экономики. Однокурсникам и преподавателям пока про столь крупное профессиональное достижение не рассказывает, стесняется. Меж тем она придумала несколько стендов и разработала аудиомаршруты. Кроме того, будет водить экскурсии по выставке. А еще Лиза помогала в разработке интерактивной части экспозиции — для настоящих детективов.

Лиза Загайная: «Чем больше мы узнавали о Шлимане, тем больше это напоминало детективную историю, когда мы цепляемся за какой-то один факт, узнаем еще что-то связанное с его эпохой, с его окружением. И таким образом мы вышли на образ детективной доски, в которой все связано между собой кнопочками».

Эта доска объединяет множество фактов из мира Генриха Шлимана. Почитать и послушать все это можно не только в музее, но и из любой точки мира — на сайте проекта «Троя рядом». Тут и его биография, и дневники, и переписка с русской женой, и критика, и даже изобретения времен жизни археолога, например, джинсы и велосипед — полное погружение в миры Шлимана. Здесь же и авторские комиксы одного из участников проекта — о Шлимане и его одержимости поисками гомеровской Трои, вместо которой он нашел более древнюю цивилизацию.

Ярослав Крупник, соавтор выставки, участник программы «Пушкинский.Youth»: «Греческий коринфский шлем историки датируют VII веком до нашей эры. Почему он здесь размещен? Мы можем предположить, что, когда Гомер складывал свои поэмы, где-то на фоне происходит событие греческой истории, и воины носят эти шлемы».

Еще один мир Шлимана скрывается за дверью кабинета директора, основателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Это те связи, которые были налажены между археологом и российским научным сообществом тех времен. В кабинете представлен портрет Шлимана, его Цветаев заказал австрийской художнице. А на директорском столе лежит книга из личного собрания Цветаева. Это те записи, которые были сделаны Генрихом Шлиманом по итогам раскопок на месте Трои, там есть даже авторское послание.

Вместе с экспонатами проект представит дискуссии о современной археологии и роли Гомера, а также чтения «Илиады» в греческом дворике музея. Погрузиться во все эти миры посетители Пушкинского музея смогут до середины марта.

Ксения Игнатова

Читайте также