Падение спроса на потребительские товары побило рекорд 2014 года

26.01.2023, 10:36

Фото: РИА Новости © 2022, Владимир Астапкович

В минувшем году россияне стремились максимально оптимизировать траты, а в четвертом квартале минувшего года перешли в режим жесткой экономии.

В минувшем году на рынке товаров повседневного спроса произошло самое серьезное снижение объемов потребления с момента кризиса 2014–2015 годов. Об этом в четверг пишет РБК со ссылкой на с отчет исследовательской компании NielsenIQ.

Специалисты компании провели аудит более 200 торговых сетей и более 120 тысяч точек на рынках и в павильонах. В отчете отмечается, что номинальный рост рынка товаров повседневного спроса год к году составил 13,6%. Но продажи росли преимущественно за счет инфляционного увеличения цен, вклад инфляции составил 17%. А тренд реального потребления был отрицательным, он составил -3,4%.

Для сравнения: в 2015 году продажи в натуральном выражении снизились на 1,5%, а вклад инфляции составил 14,1%. За счет этого номинальный рост рынка год к году составил 12,5%. За прошедшие восемь лет только в 2018 году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, вклад реального спроса в рост оборота рынка был выше, чем влияние инфляции.

Как поясняют исследователи, на объемах продаж сказывается снижение реальных доходов, которые напрямую зависят от роста цен, беспрецедентной трансформации логистических цепочек и смены ассортимента. За минувший год всплеск покупательской активности наблюдался только в марте, когда западные бренды один за другим объявляли об уходе с российского рынка. Люди закупали впрок продукты, а также бытовую химию, средства гигиены и технику. Но позже ажиотажный спрос сменился снижением трат на эти товары.

Опрошенные РБК эксперты говорят, что в четвертом квартале покупатели перешли к режиму жесткой экономии, потребляя меньше не только непродовольственной продукции, но и покупая меньше еды. На этом фоне ценовая конкуренция в торговле обострилась, сети магазинов формата «у дома» начали приближать ключевые ценовые индикаторы к уровню жестких дискаунтеров. Собеседники РБК полагают, что в нынешнем году снижение продаж в Москве и Санкт-Петербурге, где из-за волны эмиграции покупателей стало физически меньше, будет частично нивелировано ростом трат в отдаленных и бедных регионах, у жителей которых на фоне участия в специальной военной операции увеличились зарплаты.

Читайте также