В Петербурге увековечат невидимый подвиг слухачей ПВО

18.01.2023, 18:40

Видеосюжет: Андрей Курицын
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге установят памятник слепым военнослужащим — слухачам противовоздушной обороны. Корреспондент НТВ выяснил, как они защищали ленинградское небо.

В народном музее экспонаты трогать можно и даже нужно. Здесь на ощупь открывают малоизвестные страницы блокадной истории и возвращают ее героев. Из личных вещей ефрейтора Алексея Бойко сохранилось немного: портсигар, медаль и красноармейская книжка с записью «военно-учетная специальность „слухач“».

Алексей Колосов, председатель санкт-петербургского регионального отделения Всероссийского общества слепых: «Подвиг заключается уже в том, что это единственный случай в истории, когда в период военных действий в действующую армию были призваны тотально слепые люди».

Ловцы звуков работали по ночам (днем противника и без того хорошо видно). «Юнкерсы» и «мессершмитты» вычисляли еще на подлете — в десятках километров от города. Затем нужно было навести прожектор, зажечь свет и дать команду «огонь». В оркестре противовоздушной обороны слухач исполнял одну из главных солирующих партий.

Одну из немногих еще довоенную модель звукоулавливателя сохранили в музее артиллерии. Но главной была не техника, а способность незрячего бойца на слух отличить своих от чужих. В первую блокадную зиму город переживал до 30 налетов за ночь. Работа напряженная. Немногие из слухачей продержались дольше трех месяцев. Сгорали эмоционально.

Василий Галкин, научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: «Одно из самых страшных, что могло случиться, — это разрыв снаряда рядом со звукоулавливателем, например. Барабанные перепонки не выдерживали этой нагрузки. Звук усиливается, и слухач остается еще и без слуха. Без каких-либо способов взаимодействия с окружающим миром. Это катастрофа».

Их профессия не была уникальной, но слепых бойцов противовоздушной обороны не найти на кадрах кинохроники. Скульптор Мария Третьякова сейчас создает образ невидимых героев, которые слышали самую страшную из ленинградских симфоний.

Главное условие проекта — скульптура должна быть камерной, небольшой и тактильно доступной, чтобы руками можно было дотянуться и до рельефного шрифта, и до портрета незрячего слухача, и до звукоуловителей.

Впереди еще согласования в Смольном и Градостроительный совет. Но главное в этой истории уже случилось — о неизвестных героях и их феномене услышали многие.

Андрей Курицын

Читайте также