Русский музей делится героическими историями искусствоведов-блокадников

16.01.2023, 21:30

Видеосюжет: Дмитрий Павлов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В эти дни в Летнем и Михайловском садах рассказывают о том, как Русский музей смог уцелеть в годы блокады Ленинграда.

Место встречи берма перед садовым фасадом Михайловского дворца. Гостей Виктор Мельников ждет именно здесь, не потому что это видное место — с бермы начинается рассказ историка. Насыпанное из земли сооружение Карл Росси спроектировал для удобного выхода из здания, но в 1941 году в берме выкопали котлован, чтобы спасти скульптуру Анны Иоановны с арапченком. Почти трехметровая царица весом в четыре с половиной тонны провела в подземелье с 1941 по 1945 года.

Виктор Мельников, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея: «Как говорил исполняющий обязанности Георгий Ефимович Лебедев: „Она не пострадала, лишь только позеленела от злости“. Она была красивая блестящая, а когда достали, она была уже зеленая, потому что медь окисляется».

Редкие архивные фотографии в сочетании с интереснейшим повествованием специалиста высокого уровня Русский музей представляет в честь 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда. На своем маршруте Виктор Мельников определил точки, где рассказывает, что происходило на том или ином месте в годы войны.

В 1941 году на поляну перед корпусом Росси положили памятник Александру Третьему. В Михайловский сад его привезли с площади Восстания. Но установить в окружении скульптур соцреализма, пионеров и женщин с веслами, не успели. Прятать трехтонную скульптуру в котлован не стали: на это у музея уже не было технических средств. Все краны бросили на оборонительные работы.

Кроме мест укрытия скульптур Виктор Мельников рассказывает и показывает, что происходило в садах в годы блокады, как работали и где жили сотрудники Русского музея, какую страшную миссию выполнял Спас на Крови. В храме хранили тела умерших сотрудников, живые обитали в подвале, числились служащими. У них была не самая богатая продуктовая карточка, но и она отоваривалась далеко не полностью.

При этом в Русском музее всегда кипела работа. Берегли экспонаты, забивали фанерой выбитые взрывом стекла, следили за зданиями, проводили совещания и защищали кандидатские.

Виктор Мельников, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея: «Подвиг людей совершался не в том, что они бросались на танки или на амбразуры, а в том, что они просто ходили на работу. Например, Мардыко Анастасия Степановна получила медаль за оборону Ленинграда с подписью, что она добросовестно ходила на работу».

Чем спасли не одно садовое произведение искусства. От снарядов и осколков укрыли порфировую вазу в Летнем саду и памятник баснописцу Ивану Крылову. Мраморные скульптуры античных героев, богов и богинь закапывали в землю, а чтобы материал не разрушался, стены котлованов обшивали деревом. Статуи дожили до 1945 года, когда их массово стали возвращать на поверхность Земли.

Экскурсия завершается у Летнего дворца Петра I. И это неспроста, ведь полуторачасовой рассказ Виктора Мельникова это грустная история, но финал у одной из старинных построек Петербурга, которую после войны восстановили и сюда в 1947 году запустили первых посетителей, говорит о том, что несмотря ни на что жизнь продолжается.

Дмитрий Павлов

Читайте также