Премьеру «Озорных частушек» показывают на юбилее Родиона Щедрина в Петербурге

16.12.2022, 16:36

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Родиону Щедрину исполнилось 90 лет. В Мариинском театре в его честь проходит фестиваль, который так и называется «Щедрин — 90». В кульминационной программе и премьерные «Озорные частушки», и «Кармен-сюита» с Дианой Вишнёвой.

Танцующие под дождем — такой эффект получился в «Озорных частушках». В премьерном балете Вячеслава Самодурова фольклорные интонации Родиона Щедрина заиграли неожиданными красками.

Вячеслав Самодуров, хореограф: «Для такого произведения частушки — слишком легковесны. Потому что музыка сама по себе саркастическая, даже злая в чём-то, и в этом ассоциативно по эмоциям возникает „Болеро“ Равеля».

Для театра Якобсона тема «Озорных частушек» вообще сакральна. Первым к произведению, обратился Леонид Якобсон, использовав фрагмент партитуры для своей миниатюры. К сожалению, записей постановки не осталось.

Сегодня музыка подсказала и ультрасовременное оформление, с игрой графики и живописи, черного лаконичного пространства и неожиданного проявления цвета. Вот так озорство молодого Щедрина подошло к новым трендам моды и ярким персонажам с улиц. При этом есть русскость в танце и оформлении сказочно вышитого занавеса.

Под гениальные произведения Щедрина с легкостью возводились высотные сооружения после его знаменитого марша. Тогда композитору было всего 25. Он сам был на высоте от романтичной влюбленности. За два года до этого в доме Лили Брик Щедрин встретился с Плисецкой. Отныне всё, что напишет композитор: оперы, балеты, симфонии, будет посвящено только ей. Для своей примы композитор создает балет «Анна Каренина».

Балерины Мариинского театра до сих пор спрашивают у композитора, как это танцевать. В ответ получают: «Следовать за музыкой, которая обязательно подскажет». Все балеты Щедрина сейчас даются к юбилею маэстро.

Музыка Щедрина может сложна для исполнения, но обладая нюансами и своим ритмом, открывает оперным певцам новые возможности. В «Левше» исполнительница партии Блохи берет невероятно высокие ноты, а в опере «Не только любовь» новаторские приемы и работа с композитором дали меццо-сопрано Екатерине Сергеевой шанс лучше понять себя.

Екатерина Сергеева, солистка оперной труппы Мариинского театра: «Я с большой признательностью и благодарностью отношусь к его музыке, потому что они открыли во мне много творческих граней, и я узнала о таких нюансах своего голоса, о которых в классической музыке не знала».

Голоса огромных писателей в музыке Щедрина слышали во всём мире. И известны случаи с теми же озорными частушками, когда за право первого исполнения в Нью-Йорке боролись сразу два оркестра.

Павел Рыжков

Читайте также