«100 тысяч погибших украинских военных»: что скрывается за оговоркой фон дер Ляйнен

03.12.2022, 15:32

Видеосюжет: Алексей Петрушко
Видео программы «Центральное телевидение»

Украинский конфликт может затянуться на годы. К такому выводу пришли эксперты журнала Foreign Policy. Эксперты обращают внимание на то, насколько сильно отличаются высказывания, которые сейчас звучат с высоких трибун, и те разговоры, которые чиновники и высокопоставленные военные ведут не под запись. В кулуарных беседах звучит гораздо меньше оптимизма, чем в громких заявлениях Байдена и других европейских лидеров о борьбе до победного конца. Действительно, с наступлением зимы Белому дому будет все труднее представлять украинский конфликт как «историю успеха», а Европе придется поглотить еще один поток беженцев и столкнуться с новыми экономическими трудностями.

Кто только из высоких и знаменитых гостей со всего мира не побывал на Украине за последние девять месяцев. И каждый из ни привозил что-то свое — Борис Джонсон, встречаясь с Зеленским, едва ли не каждый раз дарил ему надежду, Эммануэль Макрон и Олаф Шольц — лучи поддержки.

Наконец, на этой неделе в Киев приехал персонаж, который привез с собой что-то конкретное — практику по выживанию. Это Беар Гриллс — британский телепутешественник и ведущий экстремального шоу. В компании украинского президента и спецназа, Гриллс прогуливается по улицам заснеженной столицы, снимая очередной выпуск своей программы. Обычно в ней он не гнушается самими экстремальными методами выживания — например, ест тухлое мясо и пьет собственную мочу. Даже страшно представить, до каких экспериментов дойдет в его очередном выпуске про Украину, хотя кое-чему Гриллса могли бы научить сами украинцы, ведь им уже сейчас приходится жить без света, тепла и воды.

За теплой пищей и зарядкой для телефона приходится идти в брезентовые палатки, или, как говорят на Украине, пункты несокрушимости. Зеленский, переодевшись из футболки толстовку потеплее, призывает украинцев потерпеть, сокрушаясь при этом на Кличко.

Владимир Зеленский, президент Украины: «Профанацию с киевскими пунктами несокрушимости никто никому не простит. Как и ложь в отчетах разного уровня».

Политики и эксперты тут же увидели в этом новый виток эскалации в противостоянии Банковой и киевского мэра, по словам которого, поставь хоть на каждой улице по палатке несокрушимости, все равно это будет палатка, и в палатки весь Киев не переселишь.

Илья Кива, депутат Верховной рады Украины в 2019–2022 годах: «На Украине есть группа, которая находится под контролем американского посольства, — Порошенко, Аваков, Залужный, Кличко. Кличко в этой группе самая уязвимая модель, поэтому Зеленский выбрал его как слабое звено. Вот это же вся история с пунктами обогрева — это же всего-навсего провокация, это всего лишь провокация к нападению».

Так или иначе, но уже скоро Украина может столкнуться с проблемой, когда городские многоэтажки станут непригодными для жизни. И хотя на проходившем на этой неделе в Бухаресте саммите НАТО союзники Киева решали, как помочь Украине с энергетикой, эту новую кампанию по восстановлению энергетики на Западе уже называют открытием второго фронта. Очевидно, что основные силы будут брошены на украинские тылы, без которых поставки военной техники и боеприпасов на фронт будут сильно затруднены.

Но, кажется, основные копья в Североатлантическом альянсе сейчас ломаются вокруг желания Украины заполучить американские системы ПВО Patriot. После ракетного инцидента в Польше за такие поставки выступает Варшава, но Пентагон по итогу поставил этот вопрос на паузу. И тут одно из двух — то ли вся причина в нежелании повышать градус конфликта, то ли, как писали на этой неделе на американских передовицах, в конечных целях конфликта. За океаном пока что плохо представляют, каким должен быть итог для самого Вашингтона.

Чарльз Купчан, бывший советник Белого дома по вопросам безопасности в Европе: «Думаю, что цели Соединенных Штатов и их европейских союзников совпадают с целями Украины — восстановить полный территориальный суверенитет страны и изгнать российские войска с территории Украины, в том числе с территории республик Донбасса и из Крыма. Насколько это выполнимо — неизвестно. На мой взгляд, сейчас настает время дипломатии, когда союзники по НАТО, Киев и Москва могут начать обсуждать, как завершить эту войну».

И если пока бои завязли в снежной каше и грязи, то в заявлениях по итогам саммита НАТО нет ни намека на то, что Украину подталкивают к мирным переговорам. Напротив, перемены на фронте, по оценкам на Западе, произойдут уже через неделю, когда земля при отрицательных температурах достаточно затвердеет — якобы тогда стороны выйдут из окопов и темпы наступательных операций заметно возрастут.

Выходит, дипломатия на этой шахматной доске опять проигрывает пушкам. И на этом фоне настоящая информационная бомба взрывается за тысячи километров от линии боев — в Брюсселе.

Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии: «Согласно оценкам, на сегодняшний день было убито более 20 тысяч мирных жителей и 100 тысяч украинских военных».

Не успело это видеообращение провисеть и пару часов в Сети, как главу Еврокомиссии тут же стало одергивать и опровергать едва ли не все политического руководство в Киеве. А ролик в итоге пришлось перезаливать, объяснив все ошибкой в формулировках. Речь, мол, шла о погибших и раненых, а озвученные цифры должны были вызвать у западного сообщества новые эмоции. Видимо, то, что рассказывали и показывали о конфликте на Украине до этого, эмоций уже не вызывает.

Илья Кива: «100 тысяч украинцев в земле, 15 миллионов спаслись от смерти бегством. Да, сегодня об этом уже открыто говорят даже те европейские политики, который должны были бы об этом молчать. Ведь на сегодняшний день всех потерь посчитать невозможно. Схема, которая сегодня реализована киевским режимом, — это без вести пропавшие люди. Точно так же работают морги — 24 на 7. Вот там есть и свет, и газ, потому что там самое безотходное производство. Хочешь согреться — иди в морг, потому что там работает машина уничтожения преступлений режима Зеленского».

Может быть, оговорка фон дер Ляйен была не такой уж и случайной? Может быть, таким образом Киев пытаются подтолкнуть к мысли, что все должно решиться только на поле боя ? Мол, если погибло уже 100 тысяч человек, то какие могут быть переговоры?

Читайте также