В Эрмитаж вернулось «Благовещение» Симоне Мартини

28.11.2022, 20:41

Видеосюжет: Лана Конокотина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Картина Симоне Мартини «Мадонна из сцены Благовещения» вновь пополнит постоянную экспозицию музея. Яркий образец готической живописи раннего итальянского периода находился на реставрации последние полгода. Кроме шедевра Симона Мартини сегодня рассказали еще о четырех картинах.

Похорошевшая Мадонна XIV века вернулась в родной зал, расставшись со слоями поновлений и записей. Грациозная фигура непорочной девы стала еще более изящной, устремленной ввысь.

Зоя Купцова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Валерий Бровкин, реставратор высшей категории исследовал предварительно фигуру Мадонны, работал с микроскопом, подбирал тонировки исключительно в авторский цвет».

Героиня в Эрмитаже с 1911 года. Происходит из коллекции Григория Строганова. Утонченной левой рукой героиня сиенского мастера Симоне Мартини придерживает молитвенник, а правой стыдливо прикрывается плащом, мафорием. Пристальный взгляд стольких глаз героиню смущает. Не привыкла она быть в центре внимания. Спрятавшуюся у окна скромную красавицу посетители редко замечают. Обычно проходят мимо, в поисках «Павлина» или мадонны Леонардо.

Мадонна — часть сцены «Благовещения». Посланник божий, правда, не торопится появляться и сообщать благую весть. Он сейчас в Америке. Левая створка диптиха с архангелом Гавриилом украшает национальную галерею искусства Вашингтона.

Мадонна Симоне Мартини — не единственная счастливица. Эрмитаж в последнее время активно реставрирует и исследует раннюю итальянскую живопись. В зале еще четыре произведения, побывавшие в руках специалистов. Импульсом стало начало сотрудничества с галереей Умбрии. В прошлом году из Перуджи в Зимний дворец приехали шедевры итальянского средневекового искусства.

В работе над полиптихом художника Джованни ди Бартоломео Кристиани профессионалы сконцентрировались не на фасаде, а на оборотной стороне. Удалили неподвижные достаточно большие балки, из-за которых произошел разрыв основы.

К живописным друзьям прямо на пресс-показе присоединился серебряный потир. Чаша для причастия, современница Мадонны Симоне Мартини. И тоже родом из Сиены.

Екатерина Некрасова-Щедринская, хранитель средневекового искусства Государственного Эрмитажа: «Почему мы точно можем сказать, что это чаша сиенская, хотя она никак не подписана? по технике эмали. Здесь много разных изображений святых, птичек, собачек».

Ранние итальянские сокровища музей продолжает реставрировать, искренне веря в то, что совместный проект с итальянской стороной продолжится, и Ответная, эрмитажная, выставка в Перудже обязательно состоится.

Лана Конокотина

Читайте также