По мосту через Амур в Китай прошли первые грузовые поезда

21.11.2022, 11:38

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

Россию и Китай связал первый в истории железнодорожный мост через Амур. Благодаря этому путь товарных поездов сократился на 700 километров. Открытие новой магистрали позволит увеличить товарооборот между странами. Ожидается, что по ней ежегодно будут доставлять 20 миллионов тонн груза. Отечественные компании готовы перевозить по мосту полезные ископаемые. Китайские партнеры будут импортировать оборудование и продукты питания. На российской части моста построили пункты пропуска и санитарного контроля, дамбу и котельные.

В вагонах сотни тонн железной руды, добытой на месторождениях Еврейской автономной области. Пункт назначения — китайский город Тунцзян, и впервые за долгие годы партию везут заказчику напрямую по самому короткому пути. Упростить маршрут удалось благодаря открытию железнодорожного моста через Амур, который надежно связал приграничные территории дружественных стран. Длина сооружения чуть больше двух километров. И это расстояние грузовой состав преодолевает за считаные минуты.

В середине 2000-х, когда первый железнодорожный мост между Россией и Китаем существовал только в виде эскиза, было уже очевидно. С точки зрения логистики проект перспективный и, по сути, неизбежный. Между приграничным селом Нижнеленинское и столицей Еврейской автономии Биробиджаном давно проложено полотно. Продлить этот участок Транссиба до противоположного берега Амура в Китай было делом времени и инвестиций.

Активные работы по возведению моста начались 8 лет назад. Российские и китайские строители трудились по единому проекту и день за днем продвигались навстречу друг другу. Отечественную часть международного проекта выполняли специалисты группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост». Общими усилиями российские бригады соорудили более 300 метров мостового перехода и свыше 5 километров подъездных путей, построили с нуля железнодорожную станцию и всю инфраструктуру нового пункта пропуска.

Суровая дальневосточная погода испытывала на прочность мостостроителей. Но нервы у профессионалов оказались крепкими, под стать использованным в работе материалам.

Никита Сатюков, заместитель председателя совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост»: «Неоднократно были паводки, река Амур поднималась на 9,5 метра. На территории региона объявлялся режим ЧС. Предпринимались меры по сохранности имущества, но мы смогли уложиться в требуемый от нас график производства работ».

Масштабный проект финансировался также с обеих сторон, в том числе и Российским фондом прямых инвестиций. Международный статус моста подчеркивает даже расположение железнодорожного полотна. Рельсы простираются в четыре ряда, но при этом путь только один. Все дело в том, что в России и в КНР действуют разные стандарты колеи. Сделать ее совмещенной и отправлять по мосту российские и китайские поезда в порядке очереди решили еще на стадии проектирования.

Сергей Статкевич, руководитель проекта ГК «Бамтоннельстрой-Мост»: «Это дает возможность избежать смены колесных пар, как это в европейской части сделано, что приводит к задержкам и пассажирского движения, и грузового движения довольно значительной».

Пропускная способность моста Нижнеленинское — Тунцзян со временем составит 20 миллионов тонн грузов в год. По расчетам федеральных чиновников, новый трансграничный коридор поможет решить проблему заторов на других железнодорожных погранпереходах в КНР. С этой же целью в этом году был открыт и автомобильный мост через Амур, который связал приграничные города Благовещенск и Хэйхэ.

Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе: «Сейчас надо наращивать объем перевозок по ним. И важное значение имеет развитие пунктов пропуска. Делать сейчас прогнозы я бы не хотел, сейчас все изменяется достаточно быстро. Но уверен в том, что рост объемов перевозок будет весьма динамичным».

По новому железнодорожному мосту российские экспортеры планируют перевозить в Китай руду, уголь, минеральные удобрения и переработанную древесину. Импортировать будут потребительские товары, продукты питания и востребованное на фоне импортозамещения китайское оборудование. Логистическими цепочками в восточном направлении заинтересовались уже сотни российских компаний.

Читайте также