Красные линии Пекина: как антироссийские саммиты стали прокитайскими

20.11.2022, 16:50

Видео программы «Итоги недели»

Юго-восточная Азия находится в центре мировой геополитики. Сразу три важнейших саммита глав государств прошли меньше, чем за 1,5 недели — АСЕАН в Камбодже, АТЭС в Таиланде и встреча G20 на остове Бали. Главным итогом этих встреч, по мнению коллективного Запада, должны были стать не решение проблем мировой экономики или продовольственной безопасности, а тотальная изоляция России. Запад пытался убедить лидеров стран (и прежде всего Китай) отказаться от поддержки Москвы.

На встречу с председателем КНР на саммите G20 президент США бежал. Западная пресса уверяла, что Байден готовит масштабное давление на китайского лидера. Но под камерами и глядя в глаза Си Цзиньпину глава Белого дома стал призывать к сотрудничеству.

Джо Байден, президент США: «Как лидеры США и Китая, мы ответственны за то, чтобы показать миру нашу способность справиться с разногласиями, не допустить перехода от конкуренции к конфликту, а также найти способы совместной работы по неотложным глобальным вопросам, которые требуют нашего сотрудничества».

Но дружить против кого-то Китай не намерен. Особенно показательными стали публикации официального текста по итогам встречи, которая длилась больше трех часов. Белый дом подчеркнул несогласие лидеров с применением ядерного оружия на Украине. Китайское агенство «Синьхуа» расставило акценты иначе. Китай рассчитывает на мирные переговоры между Москвой и Киевом и в то же время надеется, что США, НАТО и ЕС будут вести с Россией всесторонний диалог.

Си Цзиньпин, председатель КНР: «Мы должны работать с другими странами, чтобы укрепить надежду на мир во всем мире, повысить уверенность в глобальной стабильности и придать импульс общему развитию. Государственный деятель должен знать, куда вести свою страну. Он также должен думать и знать, как ладить со всем миром».

При этом есть красные линии, которые Пекин не хочет обсуждать вообще. Прежде всего это Тайвань, независимость которого невозможна, заявил Си Цзиньпин. Политику Вашингтона по насаждению в мире американской демократии путем ее противопоставления «авторитарным режимам» китайский лидер назвал морально устаревшей и призвал Джо Байдена извлекать уроки истории для создания будущего между странами. Пекин эти выводы уже давно сделал.

Наводить мосты с Китаем США уже пытались ровно полвека назад на фоне напряженности между СССР и КНР. Воспользовавшись ситуацией в свою пользу, американцы создали тогда стратегический треугольник — Вашингтон, Пекин, Москва — и действовали по принципу «враг моих врагов — мой друг». Сейчас США дают понять, что готовы идти на уступки, но только если Китай откажется от поддержки России.

Но в этот раз план Запада по разрыву отношений Москвы и Пекина провалился, пишет Der Spigel. Еще никогда Китай и Россия не были так близки, как сейчас. На совместном гала-ужине многие обратили внимание на Си Цзиньпина и Сергея Лаврова, которые пришли на вечер в национальных рубашках одинакового темного-синего цвета.

Пользователи соцсетей сразу вспомнили серый костюм Джо Байдена на саммите в Камбодже, в котором глава Белого дома напомнил американцам Мао Цзедуна, что стало наглядной иллюстрацией главного итога этой недели — саммиты, которые изначально планировались как антироссийские, стали прокитайскими.

Дэниел Рассел, помощник государственного секретаря США по вопросам стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона (2013–2017 годы): «Китайцы показали, что они не согласны с американскими аргументами по стратегии сдерживания — это не то, что заставляет такие страны, как Россия и Китай, отступать. Кроме того, Си Цзиньпин на саммите G20 присоединился к Лаврову, заблокировав использование термина „война“ на Украине в совместном коммюнике G20».

Макрон тоже обещал попытаться убедить Си Цзиньпина повлиять на Москву. В итоге он объявил о скором визите в Пекин, как и новый премьер Италии, которая еще и открыто выразила готовность увеличить экспорт в Китай. Несмотря на призыв председателя Евросовета «сокращать зависимость от КНР, чтобы не попасть в ловушку, как с Москвой», изолировать Россию так и не удалось, признал Олаф Шольц, который провел на полях саммите G20 короткую встречу с Сергеем Лавровым. Зато с китайским коллегой у главы российского МИД прошли полноценные двусторонние переговоры. Приветствуя Лаврова, Ван И вспомнил, как накануне западные агентства выпустили fakenews о госпитализации российского министра.

Ван И, глава МИД КНР: «Дорогой мой друг, я очень рад, что вы лично принимаете участие в саммите „двадцатки“. Вчера были сообщения о вашей предполагаемой госпитализации. Я сразу понял, что это фейк».

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Спасибо, уважаемый господин министр, дорогой друг. Выражаю благодарность за заботу о моем здоровье. Действительно, госпитализация оказалась очередным фейком западных средств массовой информации».

Элементарные правила хорошего тона был вынужден объяснять и Си Цзиньпин канадскому премьеру Трюдо после того, как их неофициальный разговор в кулуарах саммита стал достоянием канадской прессы — по поводу якобы вмешательства Китая в канадские выборы.

Си Цзиньпин: «Все, что мы обсуждали вчера, просочилось в газеты. Это неуместно и это не то, как велся наш разговор. Диалог должен быть искренним. Иначе трудно будет сказать, чем это может закончиться.

Джастин Трюдо, Премьер-министр Канады: „В Канаде верят в открытый и честный диалог. Мы продолжим конструктивно работать вместе, но будут и вещи, в которых мы не будем согласны“».

Встречу китайского лидера с новым британским премьером пришлось и вовсе отменить. Официальная причина — «проблемы с графиком». Возможно, так совпало, но накануне Риши Сунак назвал Пекин самой большой угрозой для экономической безопасности Великобритании и пообещал поддержать Тайвань оружием вместе с союзниками по блоку АУКУС.

Вот только в главном антикитайском объединении, похоже, назревает раскол. После личной беседы австралийского премьера с Си Цзиньпином Канберра решила пойти на сближение с КНР спустя несколько лет напряжения и санкций, выступив против присоединения Тайваня к соглашению о Транстихоокеанском партнерстве. Аргументируя это тем, что документ регулирует отношения только между признанными государствами, а не территориями.

Энтони Альбанезе, премьер-министр Австралии: «Китай — наш крупнейший торговый партнер. Объем экономического сотрудничества с Пекином больше, чем с Японией, США и Республикой Корей вместе взятыми, так что для нас крайне важны стабильные отношениям с Пекином».

Потеря Австралии в качестве союзника в борьбе с Китаем может ослабить влияние Вашингтона во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, поэтому Штаты намерены укреплять свои позиции, о чем они вновь заявили лидерам стран АТЭС в Бангкоке. Но громче всех во время саммита выступила Северная Корея, запустив со своей территории баллистическую ракету c дальностью действия свыше 15 тысяч километров, то есть способной достигнуть материковой части США.

На испытательном полигоне присутствовал лично Ким Чен Ын со своей 11-летней дочерью, которая впервые появилась на публике, держась за руку с отцом. Когда у самых северокорейских границ летают американские истребители из-за почти не прекращающихся учений США с Японией и Южной Кореей, Пхеньян предупреждает — его терпение не безгранично, и Вашингтон наверняка пожалеет о своих провокациях.

Вместо того, что снизить накал, Соединенные Штаты стягивают в регион дополнительную военную технику и призывают Китай и Россию повлиять на Пхеньян, тем самым подтверждая, что без Пекина и Москвы решение глобальных вопросов невозможно. Даже отказавшись от совместного фото (половина «двадцатки» не захотела его делать из-за присутствия Лаврова), абсолютно всем лидерам G20 все-таки пришлось оказаться бок о бок на обложке индонезийских газет, которые эту церемонию нарисовали.

Читайте также