Германия наращивает связи с Китаем вопреки давлению «коллективного Запада»

04.11.2022, 11:41

Видео программы «Сегодня»

Китай рассчитывает на рост связей с Германией. Об этом заявил Си Цзиньпин, принимая Олафа Шольца. Этим утром самолет немецкого канцлера приземлился в Пекине. Шольц прибыл с официальным визитом, став первым главой европейского правительства, посетившим Китай после недавнего переизбрания Си Цзиньпина на третий срок. Несмотря на дружественный тон встречи, перед Шольцем стоят почти неразрешимые задачи. Берлину нужно договариваться с Пекином на фоне резкого политического обострения между Китаем и «коллективным Западом». Выполнима ли в принципе миссия Шольца в таких условиях?

То, что эта поездка в Китай станет для немецкого лидера проверкой на прочность, было понятно задолго до начала официального визита. Из-за коронавирусных ограничений программу канцлера урезали до минимума, оставив один день, но сорвать переговоры мог вовсе не COVID-19, а европейские политики, призывавшие Шольца отказаться от поездки.

Высказалась и министр иностранных дел Германии, которая потребовала от канцлера «быть жестче с Пекином», чем возмутила обычных немцев, посчитавших публичные наставлению лидеру банальной бестактностью.

Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии: «В настоящее время мы видим, как страны во многих частях мира пытаются расширить свое влияние не только с помощью военной силы, но и посредством экономических сделок. Мы хотим другого типа экономических отношений — справедливых на уровне глаз, без кляп-кредитов и скрытых планов».

«Идеологические снайперы уже нацелены на Шольца», — пишет китайская «Хуаньцю шибао» и советует канцлеру сосредоточиться не на геополитике, а на сотрудничестве, тем более что Китай для Германии — крупнейший торговый партнер. И странам есть что предложить друг другу.

Чжао Лицзянь, официальный представитель МИД КНР: «Китайские власти ожидают, что визит канцлера ФРГ позволит укрепить мир и стабильность на международной арене. Я верю, что он создаст новые стимулы для развития китайско-германских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства».

Радикалы обвиняют Шольца даже в «расколе ЕС» за то, что тот единолично поехал в Пекин. Как уверяют источники западной прессы, особенно раздражен был Макрон, узнав, что канцлер будет встречаться с Си Цзиньпином без него. Вместо французского коллеги Олаф Шольц берет с собой в КНР делегацию немецких предпринимателей.

Для автоконцернов Германии Китай — крупнейший рынок сбыта. Каждый третий автомобиль немецкого производства продается китайскому водителю. Но главным двигателем для ориентированной на экспорт немецкой экономики остаются инвестиции. Немецкие промышленные гиганты расширяют свое присутствие в Поднебесной. Так крупнейший в мире химический концерн инвестировал 10 миллиардов евро в строительство нового завода в китайской провинции Гуандун. Из-за подскочивших цен на энергоресурсы Германия вынуждена сворачивать производство в Европе и спешно переносить свои мощности в Китай, где теперь не только их производственная база, но и доступный российский газ.

Как пишет китайская Global Times, для бизнеса сейчас куда страшнее не зависимость от Китая, которой пугают западные политики, а потеря восточного партнера. В 2018 году автомобильный концерн Mercedes-Benz даже принес извинения правительству КНР за цитирование Далай-ламы в соцсетях.

Ола Каллениус, генеральный директор Mercedes-Benz: «Для нас Китай — это дом вдали от дома. Мы увеличиваем наше присутствие в Китае для Китая, а одновременно и для всего мира. Мы намерены продолжать инвестировать в Китай и использовать все возможности для этого».

Не меньше нуждается в инвестициях и сама Германия. Несмотря на критику сразу нескольких министерств, правительство ФРГ одобрило покупку китайской компанией доли в терминале крупнейшего в стране гамбургского порта, а в ближайшее время, как пишет немецкая пресса, может передать КНР еще и производство микросхем в Дортмунде.

Все это происходит на фоне введенного Вашингтоном запрета на экспорт в Поднебесную высоких технологий. Американцы требуют от Европы проявлять в отношении Китая такую же жесткость, пусть даже себе в убыток. У Пекина есть встречное предложение не расходиться, а сближаться для получения взаимной выгоды. Выбор теперь за Евросоюзом.

Связанные новости

Читайте также