На фронте без перемен: относительное спокойствие в зоне СВО напоминает затишье перед бурей

29.10.2022, 14:44

Видеосюжет: Алексей Петрушко
Видео программы «Центральное телевидение»

Политическая составляющая украинского кризиса на этой неделе напоминала самую настоящую «битву бульдогов под ковром». Знаменитая фраза британского премьера Уинстона Черчилля была произнесена в другую эпоху и совершенно по другому поводу, но в наши дни она как нельзя лучше описывает политические схватки и процессы, скрытые от глаз простых обывателей, которым приходится следить за украинским конфликтом по официальным сводкам о ходе боев или по громким заголовкам в СМИ.

Можно только гадать, почему соратники-демократы сначала призвали Байдена начать переговоры с Москвой, а затем тут же отозвали свою мирную инициативу обратно? Почему Эммануэлю Макрону, который раньше чуть ли не каждую неделю лично звонил в Москву, теперь понадобился посредник в лице папы римского? Наконец, почему главной темой этой недели стала «грязная бомба», которую, по информации Минобороны РФ, собирается взорвать Киев?

Иногда все складывается так, что по прорывающимся из-под этого самого политического ковра обрывкам информации только и можно попытаться предсказать вероятное развитие украинского кризиса на ближайшие дни и даже недели.

Бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус не исключил того, что многонациональный контингент под руководством США примет участие в конфликте на Украине, а командир размещенной в Румынии 101-й воздушно-десантной дивизии США «Кричащие орлы» так же, как контр-адмирал Деннис Веллес, проявил необычную общительность с представителями западных СМИ и тоже как бы невзначай оговорился, что его «орлы» готовы в любой момент зайти на территорию Украины.

Еще недавно и политики, и военные на Западе только и говорили о том, что всеми силами будут пытаться избежать военного столкновения с Россией. Но сейчас в зоне боев специальной военной операции установилось относительное затишье, и это очень похоже на затишье перед самой настоящей бурей.

На этой неделе в Киев приехало главное средство противовоздушной обороны — пусть и в виде президента Германии. Правда, сирены все равно звучали. Их включают во время любого визита западного лидера чтобы прочувствовать остроту момента. А в этот раз Штайнмайеру даже пришлось посидеть в подвале под Черниговом, хотя никаких ударов, судя по сообщениям в украинских СМИ, в этот момент не было.

Франк-Вальтер Штайнмайер, президент Германии: «Наш визит начался с воздушной тревоги. Первые полтора часа мы провели в бомбоубежище. Нам это очень красноречиво дало понять, в каких условиях тут живут люди».

Но неужели Штайнмайер забыл былые обиды, когда в апреле Зеленский его просто не принял в Киеве?

Глен Грант, британский полковник, бывший советник ВС Украины: «Как и большинству политиков, ему нужно было показать общественности в Германии, что он вносит свою лепту, что он в курсе происходящего и так далее. Я не думаю, что у него была какая-то задача. Он уже зарекомендовал себя ранее как посланник Путина со своей формулой Штайнмайера, так что это всего лишь игра в политику».

Даже если предположить, что Штайнмайера пригласили только лишь для того, что бы подарить ему в поезде букет ирисов и намекнуть на необходимость одноименных поставок ПВО, то Киев своего добился, ведь, по словам украинского премьера Шмыгаля, уже поставленные Берлином IRIS сбивают 9 из 10 ракет.

Илья Кива, депутат Верховной рады Украины 2019–2022 гг. : «Сегодня Банковая, наверное, самое защищенное место в Европе, потому что все системы ПВО, предоставляемые Западом, и даже те, о которых мы не знаем, это место берегут как зеницу ока, поэтому Зеленский такой расслабленный, поэтому ему не страшно».

Это уже стало какой-то закономерностью: как только спецоперация приобретает невыгодный для украинской стороны оборот (например, сейчас, когда на Украину обрушились сотни ударных дронов), в Киеве тут же появляется очередной западный эмиссар, который шлет Украине лучи поддержки. Поговаривают, что именно после визита Бориса Джонсона украинский лидер окончательно отказался от переговоров.

Владимир Зеленский: «Для любого диалога надо, чтобы одно государство уважало другое, уважало его территориальную целостность и суверенитет. От таких фундаментальных вещей начинается что-либо. Пока этого нет»

Наверняка в этих обсуждениях речь зашла и о «грязной бомбе», которая даже стала темой экстренного Совбеза ООН. По версии Москвы, Киев планирует ее использовать для провокации против России. В СМИ даже утекли некоторые подробности. По информации агентства РИА Новости, на заводе Южмаш в Днепре из ракеты от пускового комплекса «Точка» был изготовлен муляж российского «Искандера», который планируется начинить радиоактивными отходами, а затем сбить над зоной отчуждения Чернобыльской АЭС. Впрочем, как утверждает бывший народный депутат Кива, все может быть намного проще.

Илья Кива: «Технологии были, деньги на это выделены, материала больше, чем достаточно, мотивация есть, морали нет. Что останавливает? Южно-Украинская атомная электростанция? Почему вы думаете, что они не смогут подорвать там могильники с ураном?

Кажется, к новым поворотам готовятся не только по ту линию фронта, но и гораздо глубже на Западе, ведь в течение последних дней звучало много заявлений о том, будто Вашингтон уже не исключает, как раньше, прямого столкновения с Россией. Сначала командир базирующегося в Румынии элитного американского спецназа заявил, что его „Кричащие орлы“» (так называется это дивизия ВДВ) готова пересечь границу и зайти на территорию Украины. И командующий авианосца George Bush, который сейчас бороздит просторы Средиземного моря, высказался о готовности сражаться за Киев.

О том, что на самом деле скрывается за этим громкими речами, рассуждает бывший консультант ВСУ, британский полковник Глен Грант.

Глен Грант: «Я думаю, что это сигнал необязательно именно для России, скорее всего, сигнал в первую очередь для украинцев, чтобы дать им мотивацию, чтобы напомнить, что им готовы помогать. Я имею в виду воздушно-десантную бригаду в Румынии. Если у вас дивизия стоит на линии фронта, то нужно напомнить и своим собственным солдатам, что этой дивизии на самом деле, возможно, придется воевать. Точно такая же история и с командиром авианосца».

Как и предполагали многие аналитики, завязавшийся конфликт на юго-востоке Украины будет, как водоворот, затягивать в себя все новые и новые территории. И это уже хорошо заметно в российских регионах, граница которых проходит прямо по линии фронта и откуда постоянно приходят сообщения о новых обстрелах ВСУ. В граничащей с Украиной Курской области заявляют о готовности двух линий обороны и завершении строительства третьей. А курсы военной подготовки из местных прошли уже две тысячи человек. Сейчас бойцы отрабатывают тактику ведения боя штурмовой группы.

Средний уровень реагирования, который действует в Курской области, согласно указу Путина, предполагает создание территориальной обороны. Отряды дружинников будут нести службу в приграничных районах и в случае необходимости получат оружие. Очень может быть, что кто-то из этих пока еще необстрелянных бойцов скоро пополнит их ряды.

Под нужды территориальной обороны сейчас переоборудуют бывшую детскую спортивную базу. Протяженность границы Курской области с Украиной — без малого 300 километров. Очевидно, что сил для охраны такого участка потребуется немало. Может быть, поэтому губернатор Роман Старовойт решил начать с себя и тоже взял в руки оружие?

Роман Старовойт, губернатор Курской области: «Дай бог, чтобы это не пригодилось, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Снова события можно было бы описать фразой Ремарка: на фронте без перемен. И это временное затишье все объясняют по-разному. Советник офиса президента Арестович заявляет о неприятных для Киева изменениях и переброске на Херсонское направление боеспособных сил в большом количестве.

Институт изучения войны пишет о том, что российские войска успешно ведут окружение Авдеевки и Бухмута под Донецком, а украинские «захистники», напротив, засели в селах и на хуторах из-за осенней распутицы. В Генштабе ВСУ заявляют о возможном наступлении на Киев со стороны Белоруссии. Так или иначе, но всем планам штабов и политиков, похоже, могут помешать только два фактора — либо распутица, которая сделает поля сражений непроходимыми для военной техники, либо если сбудется то, чего аналитики и политики и простые обыватели всего мира бояться больше всего, — вмешательства ядерного оружия в ход украинского конфликта.

Фёдор Лукьянов, научный руководитель Валдайского клуба: «Четыре года назад вы говорили, что мы все в рай попадем. Мы не торопимся же, правда?»

В ответ президент держит многозначительную паузу.

Фёдор Лукьянов: «Вы задумались. Это уже настораживает».

Владимир Путин: «А я специально задумался, чтобы вы насторожились. Эффект достигнут».

Правда, эффект, произведенный на аудиторию дискуссионного клуба «Валдай», может отличаться от того, как эту многозначительную паузу российского президента интерпретируют в Белом доме, в Пентагоне и штаб-квартире НАТО.

Новости по теме

Читайте также