Вторая жизнь: как в Москве работает сервис утилизации старых машин

29.10.2022, 10:50

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня в Москве»

В столице подвели итоги работы сервиса «Вывоз ненужных вещей». За год москвичи сдали 600 тонн техники и металлических предметов, в частности — старых автомобилей. 19 легковушек, не подлежащих ремонту, отправили на переработку.

Один из них — автомобиль ВАЗ десятой модели — долгие годы служил своему владельцу. В силу возраста и износа машина не смогла стать донором запчастей. Вердикт механиков автосервиса — в утиль.

У переработки автомобилей есть один очень важный аспект — это забота об экологии. Каждая машина представляет собой экологическую мину замедленного действия. В ней находятся десятки литров опасных жидкостей — антифриз, отработанное масло, топливо. На специальной установке эксперты занимаются «разминированием».

На станции «осушки» вакуумными насосами из машины вытягивают все соки. Масло после очистки еще можно использовать, например для буровых установок. Резиновые покрышки измельчат в крошку и пустят на покрытие для детских и спортивных площадок. Пластиковые детали после гранулирования отправят на производство. Но самое ценное — металл.

Дмитрий Сорокин, главный эколог компании «Вторалюминпродукт»: «В автомобиле ценных компонентов приблизительно 70–80%. Наши утилизирующие мощности позволяют вынуть из машины более 90% всех черных и цветных металлов — это преимущественно алюминий и медь».

Чтобы извлечь цветной металл, кузов буквально потрошат. Сначала в «разрывателе» мощными валами ее перемелют на крупные фракции. За несколько минут то, что раньше было автомобилем, превращается в груду металлолома.

С помощью магнитных и воздушных сепараторов ценное вторсырье сортируют. На выходе уже получаются прессованные брикеты. Черный металл отправят на металлургические комбинаты, а алюминий при температуре 600 градусов переплавят на соседнем заводе.

Дмитрий Сорокин, главный эколог компании «Вторалюминпродукт»: «Это отражательная печь. В нее загружается мотор, который выделен из автотранспортного средства. Из него делаются специализированные моторные сплавы. Из них потом на заводе „АвтоВАЗ“ делают новые моторы для автомобилей».

У вторичного алюминия масса примесей. В зависимости от того, на какое производство в дальнейшем пойдет металл, здесь меняют пропорции их содержания. За процессом следят в специальной лаборатории. Пробы каждой плавки методом спектрального анализа сверяют с эталонными образцами.

Валентина Давыдова, руководитель бюро контроля ПК «Альфагрупп»: «Мы берем образец, прижимаем — и весь химсостав уже видим на приборе. Допустим, по этой марке нам надо узнать кремний, железо, магний, марганец, цинк — то есть весь химсостав, который требуют наши потребители».

На этом московском предприятии за более чем 25 лет работы отгрузили потребителям более 20 миллионов тонн металла.

Александр Уланов, начальник управления промышленной политики департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы: «Предприятие занимается активной утилизацией транспортных средств: автомобилей, поездов, трамваев и даже самолетов. Только с начала этого года предприятие утилизировало в городе порядка двух с половиной тысяч автомобилей».

До 2019 года в России действовала программа господдержки по утилизации автомобилей. Сдавая свою старую машину на переработку, владельцы получали до 50 тысяч рублей на приобретение новой. Сейчас эту программу планируют возобновить. Пока же собственник может бесплатно утилизировать свой автомобиль, заполнив заявку на официальном сайте мэра Москвы в разделе «Вывоз ненужных вещей». Это поможет дать автомобилю вторую жизнь.

Евгений Голованов

Читайте также